Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

116 судя насъ верховною твоею властно, запрети ему, Господа ради, называть меня еретикомъ за двоеніе аллилуіи: я не ере- тикъ, хоть и грѣшный человѣкъ, но христіанинъ и рабъ Хри- стовъ, не могу носить богомерзкой той ризы, тяжкаго ере- тическаго имени. Утиши мятежи своей раснравой и сними пе- чаль съ унылой души моей." Но владыка не разсудилъ при междоусобной. Когда игу- менъ Евфросинова монастыря Игнатій принесъ ему въ Нов- городъ посланіѳ своего учителя, Евѳимій велѣлъ книгчемѵ прочитать его передъ собою. Имѣя неглубокій искусъ въ учи- тельствѣ, по выраженію древняго повѣствователя, архіепис- копъ органичился тѣмъ, что отвѣтилъ Евфросину письмомъ, въ которомъ дисалъ между лрочимъ: „Ты повелѣваешь нашей власти судить твое преподобство съ тѣмъ твоимъ противникомъ. Вѣдай, отче, что я вемощенъ уставить мѣру такому дѣлу и не дерзну открыть Богомъ за- печатанное сокровище, ибо всѣ тайны Божіи въ Богѣ, и я не умѣю приставить къ такой вещи ключъ моего разумѣнія. Но ты и безъ меня своими очами видѣлъ и ушами слышалъ отъ цареградскаго патріарха и отъ всего клироса вселенской церкви уразумѣлъ мѣру той вещи. Если ты оттуда взялъ обы- чай двоить аллилуію, то не спрашивай меня объ этомъ: развѣ я выше патріарха вселенскаго? Держи свой обычай до конца, двоя божественную аллилуію во славу св. Троицы, и не за- зирай моей грубости, что я ничего не открылъ тебѣ о вещи и не управилъ полезнаго твоей святынѣ". Отвѣтъ владыки опечалилъ Евфросина еще болѣе. ІІо сви- дѣтельству біографовъ, преподобный съ прискорбіемъ увидѣлъ, что пастырь не завязали устъ Іова браздою эпитнміи, не от- разили остроты суровости его строгостію смиренія, даже не проронили ни одного жесткаго слова, чтобы сдержать его бѣснованіе. Но полемика не ограничилась главными противниками и не кончилась съ ихъ жизнію. Споръ волновали все псковское общество. Первый повѣствователь о немъ яркими чертами ри-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1