Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

120 наго Бога, за Слава Тебѣ Боже говорится: Христу Жизио- давцу; а во второмъ стихѣ говорится троекратно аллилуія Отцу и Сыну и Св. Духу, а за Слава Тебѣ Боже говорится: Христу воскресіиу; и въ третьемъ стихѣ также троекратная аллилуія, а за Слава Тебѣ Боже говорится: Христу Благо- дателю. Трижды возгласивъ аллилуію Отцу и Сыну и Св. Духу, тріипостасному Божеству, четвертое Слава Тебѣ Боже воздаемъ единому Богу. Не говорится: Слава вамъ, бози, но единому Боэюе. Если же согласно Еллинамъ дважды говорить аллилуію, а третье Слава Тебѣ Боже, то какъ могутъ тѣ стихи съ творцемъ ихъ во вселенской церкви именоваться, когда Ѳеофанъ говорить аллилуію троекратно и четвертое за Слава Тебѣ Бооісе поетъ Христу воскресшу, а Греки возгла- шаютъ аллилуію двоекратно и третіе Слава Тебѣ Боже? Кому слѣдуетъ больше вѣрить, тому ли творцу стиховъ, которому лице сожгли мѣдной керемидой и который нотерпѣлъ испо- вѣднически много бѣдъ за Христову церковь, или Еллинамъ, которые не приводить ни одного свидѣтеля изъ св. апосто- ловъ и отцевъ. —Не обольщайся, отче, двоекратно поя алли- луію: не истинно это. Другіе уже погибли, говорившіе двое- кратно: какъ бы не погибнуть и намъ. — Не подобаетъ намъ принимать новое ученіе. Вижу, отче что ты отъ Греческой земли развратился. Близко уже время; мерзость и запустѣніе, реченное пророкомъ Даніиломъ, стоить на мѣстѣ святомъ, т. е. въ соборной и апостольской церкви Константина-града. Знай, отъ чего развратилось и римское царство, — не отъ нововвод- ныхъ ли ученій проклятыхъ папъ и ихъ архіепископовъ и священниковъ и треокаянныхъ иноковъ? Отъ папы Христо- фора и окаяннаго Формоза, отъ ихъ новаго ученія отторгну - лись римляне отъ православной вѣры и до нынѣ лытаютъ въ заблужденіяхъ“. Еслибы во главѣ посланія не стояло имя Аѳанасія, можно было бы подумать, что оно писано Евфросину въ отвѣтъ на изложенное письмо его къ священникамъ Троицкаго собора: такъ мысли Евфросина сходны съ аргументами Аѳанасія, на-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1