Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

121 сколько нослѣдніе указаны въ посланіи сторонника троенія. Споръ не смолкъ и въ началѣ XYI в., сопровождаясь обыч- ными увелеченіями: такъ толкованіе аллилуіи, сдѣланноѳ Ди- митріемъ Грѳкомъ въ приведенномъ выше посланіи къ Генна- дию, переписывалось уже съ заглавіемъ: „О трегубной алли- луіа — отъ книги Ѳеодора Эдесскаго х ). При дальнѣйшемъ развитіи спора одна сторона даже увеличила запасъ своихъ полемическихъ аргументовъ. Если въ XV в. въ расиростра- неніи обычая двоенія троегласники винили развратившихся грековъ, то въ XVI в. двоегласники упрекали троителей въ подраженія латинамъ. Въ одномъ сборникѣ находимъ апокри- фическое сочиненіе, осѣненное авторитетомъ имени Максима Грека, подъ заглавіемъ: „Сказаніе Максима Грека, словцо къ смѣющимъ трищи глаголати аллилуіа чрезъ преданія цѳрков- наго, а четвертое Слава Тебіъ Боже“. Любопытно особенно то, что этотъ- сборники принадлежали Іосифову волоколам- скому монастырю и иисанъ игуменомъ (съ 1573 г.) его Евѳи- міемъ Турковыми въ 1562—1563 г. 2 ). Нѣкоторыя мѣста изъ этого „словца" хорошо завершаютъ описанную полемику XV в. „Много существуетъ разныхъ церковныхъ преданій: одно изъ нихъ есть древнее преданіе, это — дважды говорить алли- луіа и потомъ припѣвать Слава Тебѣ Боже ; и такому цер- ковному обычаю первый наученъ былъ самими безплотнымн ангельскими силами блаженный Игнатій Богоносный, когда онѣ явились ему, конечно, по Божію строенію, воспѣвая бо- жественные псалмы, на лики раздѣленные. Какъ лее нынѣ смѣютъ нѣкоторые переиначивать это ангелами преданное ста- роцерковное преданіе, трижды говоря аллилуіа и четвертое Слава Тебѣ, Боже\— Что вы отвѣтите на это? Скажите, что Божія церковь въ ветхомъ Римѣ такъ дерлштъ и возглаша- етъ? Если такъ, то вы явно признаете себя причастниками Латинской части, а не преданнаго апостолами неблазненнаго богоразумія. Разсудите сами, полезно ли и спасительно ли Б Волокол. сб. въ моек. дух. акад. № 514, л. 499. 2 ) Тамъ же л. 501.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1