Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

9 при ней Савватій нашелъ одиноко-жившаго старца Германа, который, можетъ быть, и поставилъ ее. Среди Сумскихн де- ревень Марѳы Посадницы, у рѣчноп пристани, куда заходили съ моря суда промышленниковъ, также была часовня, у ко- торой жили два поселенца ближней деревни. Къ этимъ ча- совнямъ изрѣдка заходили странствующіе иноки — священ- ники „посѣщенія ради ту православныхъ христіанъ“, по выраженію житія Соловецкихъ чудотворцевъ, — и тогда изъ окрестныхъ деревень приходили сюда русскіе поселенцы по своимъ духовными требамъ. Сюда же заходили и нов- городскіе гости, плававшіе по Бѣлому морю, останавлива- лись подлѣ часовни въ шатрахъ, и поклонившись въ ча- совнѣ святымъ образами, оставляли здѣсь какіе-нибудь вклады. х ) Но о церквахи ви Поморскихи поселеніяхи нѣти и намека до основанія монастыря; онѣ стали строится уже монастыремн, поди вліяніеми его просвѣтительныхп стре- мленій. Таковы были элементы населенія, среди котораго и на которое приходилось дѣйствовать монастырю; такова, была почва, на которой предстояло ему развить свою широкую хозяйственную дѣятельность. Около половины ХУ вѣка, рус- ско-христіанская жизнь, занесенная сюда, ви среду финскаго язычества, русскими поселенцами, проявлялась еще очень слаоо и робко. Ви непривѣтливомп Корельскоин краѣ рус- скому населенно, которое заходило сюда, по привычной сѣ- вернои дорогѣ, си топороми, косой и мережей, со скудными средствами, нелегко было собрать ви себѣ и вызвать кн дѣятельности столько сили, чтобы возсоздать на новой, чуж- дой почвѣ главныя основы жизни, выработавшіяся на род- номъ, давно насиженноми мѣстѣ. Лѣти черези сто по основаніи Соловецкаго монастыря, когда его значеніе для края выя- снилось уже многими результатами, составитель нохвальныхп слови его основателями говорили о движеніи русскихи кн х ) Житіе Зоеимы и Савватія по указан, рукописи, листъ 284.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1