Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

226 дическія отношѳнія, дѣйствовавшія въ ея время; но, держась прямого смысла ея статей, нельзя доказать ни того, что она различала холопство полное и неполное, ни того, что дол- говая зависимость закупа разрывала его непосредственныя отношенія къ государству. Можно сказать и больше того: сохранившіеся памятники позволяютъ съ нѣкоторою точностью опредѣлить, когда за- вязалось на Руси и какъ развивалось кабальное холопство. Въ актахъ удѣльнаго времени, княжескихъ и частныхъ, до конца XT в. нѣтъ и намека на этотъ институтъ, какъ не встрѣчаемъ и термина, которымъ онъ обозначался впослѣд- ствіи: въ этихъ актахъ упоминаются люди полные, приказ- ные, купленные, челядь дерноватая, т.-е. холопы полные, но нѣтъ кабальныхъ. Если не ошибаемся, о людяхъ кабаль- ныхъ впервые говорить двѣ княжескія грамоты, духовная удѣльнаго князя Андрея Меньшаго, брата великаго князя Ивана III, составленная около 1481 г., и духовная извѣст- наго развѣнчаннаго Иванова внука Димитрія, писанная око- ло 1509 г. Но уцѣлѣли явственные признаки, по которымъ можно догадываться, что кабальная зависимость, какъ но- вый видъ холопства, тогда только еще зарождалась. Въ „Су- дебникѣ“ 1497 г. нѣтъ и намека на кабальное холопство: онъ знаетъ только холопство полное. Не встрѣчаемъ его слѣдовъ и въ актахъ частныхъ лицъ того времени. Подъ руками нишущаго эти строки набралось значительное коли- чество духовныхъ грамотъ, изданныхъ и не изданныхъ, относящихся къ длинному промежутку времени съ 1459 г. до конца XYI в. ‘). Завѣщатели всѣ служилые люди москов- скіе высшихъ и низшихъ чиновъ или ихъ вдовы, между ними со второй четверти XVI в. является много потомковъ русскихъ удѣльныхъ князей, Сицкіе, Ромодановскіѳ, Ростов- скіе, Пронскіе и др. Всѣ они рабовладѣльцы и почти всѣ і) Изданный духовный извѣстны. Не изданныя заимствованы изь двухъ сборниковъ грамотъ Троицкаго Сергіева монастыря, храня- щихся въ монастырской библіотекѣ, 530 и 332.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1