Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

•227 въ своихъ духовныхъ очень точно описываютъ личный и юридическій составъ своей челяди, т.-е. перечисляюсь холо- повъ поименно и обозначаютъ, по какому холопству эти люди крѣпки имъ. Слѣдя по этимъ духовнымъ за юридическими видами холопства, замѣчаемъ любопытное явленіе: до 1526 г. въ грамотахъ отмѣчаются холопы полные, въ иныхъ еще и старинные, т.-е. тѣ же полные, но ни въ одной нѣтъ поми- ну о холопахъ кабальныхъ, хотя число извѣстныхъ намъ духовныхъ, писанныхъ съ 1459 по 1525 годъ, простирается до двухъ десятковъ. Напротивъ, съ 1526 г, рѣдкая духов- ная не упоминаетъ рядомъ съ полными людьми и о кабаль- ныхъ; иныя говорятъ объ однихъ кабальныхъ, не упоминая о полныхъ, и чѣмъ дальше, тѣмъ кабальная дворня стано- вится все многочисленнѣе. Что еще замѣчательнѣе, въ од- номъ и томъ же рабовладѣльческомъ домѣ раньше указан- наго хронологическаго рубежа по духовнымъ не замѣтно присутствія кабальныхъ людей, а послѣ они являются въ составѣ челяди. Служилый человѣкъ Арбузовъ въ духовной 1524 г. перечисляетъ поименно 14 головъ холоповъ и холо- покъ, однихъ отпуская на волю, другихъ отказывая своимъ дѣтямъ. Внукъ этого самаго Арбузова въ духовной 1556 г. поименовываетъ уже троихъ своихъ людей, „серебряниковъ кабальныхъ", прибавляя: „тѣ мои люди на слободу и кабалы бы имъ выдати безденежно". Въ одной изъ духовныхъ на- ходимъ указаніе, бросающее нѣкоторый свѣтъ и на юриди- ческое состояніе, изъ котораго развивалось кабальное холоп- ство. Потомокъ стариннаго московскаго боярскаго рода Бѣ- леутовъ въ духовной 1472 г. перечисляетъ съ дюжину се- мействъ холоповъ полныхъ и старинныхъ, которыхъ отка- зываетъ своимъ наслѣдникамъ или отпускаетъ на волю 3 ). Окончивъ этотъ перечень, завѣщатель отдѣльно упоминаетъ о нѣкоемъ Войданѣ, который находился въ зависимости осо- баго рода отъ Бѣлеутова: этотъ Войданъ съ семьей, пишетъ Ч Акты юр. № 410. 15 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1