Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

231 хахъ обыкновенно передаютъ наслѣдникамъ вмѣстѣ съ пол- ными холопами и кабальныхъ своихъ людей, иногда только ограничивая срокъ ихъ дальнѣйшей службы. Кн. Никита Востовскій въ духовной 1548 г. отказалъ своей женѣ четыре семьи кабальныхъ людей съ условіемъ держать ихъ въ службѣ пять лѣтъ со смерти завѣщателя, а послѣ отпустить на сво- боду по княжой душѣ „безденежно". Даже отпуская кабаль- ныхъ людей на волю, завѣщатели ХУІ в. даютъ понять, что дѣлаютъ это не въ силу закона, а по душѣ, по личной милости, прощая долгъ: юридическая возможность посмерт- наго взысканія долга съ кабальнаго всегда предполагалась сама собою. Мордвиновъ въ духовной 1526 г., самомъ ран- немъ изъ извѣстныхъ намъ завѣщаній, сохранившихъ слѣдъ кабальнаго холопства у частныхъ лицъ, отпускаетъ на волю съ семьей человѣка, который былъ ему крѣпокъ по кабалѣ въ 2*/ а р., прибавляя: „а кабалу ему выдати, а денегъ на немъ не правити". Въ другихъ духовныхъ встрѣчаенъ распо- ряженіе отпустить на волю вмѣстѣ съ полными и полонен- ными людьми и кабальныхъ, а „кабалы и памяти изодрать и денегъ и хлѣба по нимъ не брать". Такое необязательное освобожденіе кабальныхъ, простиравшееся и на полныхъ холоповъ, называлось въ духовныхъ простыв: „а людямъ моимъ прость, пишетъ вдова кн. И. Б. Горбатаго Суздаль- скаго въ духовной 1551 г., полнымъ и докладными и при- даными и кабальными, — всѣ Божіи и царевы государевы люди". Если долговое обязательство кабальнаго не уничто- жалось смертью заимодавца, то, съ другой стороны, пока былъ живи послѣдніи, оно не прекращалось и смертью дол- жника, переходило на его семью, съ которой онъ отдался въ кабалу или которой обзавелся во время холопства; однако, положеніе осиротѣлой семьи холопа по смерти заимодавца, повидимому, не определялось; но если холопъ при жизни или по смерти господина получалъ волю, закабаленная имъ семья во всякомъ случаѣ становилась свободна, что не было обязательно для господина при освобожденіи полныхъ холо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1