Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

232 повъ. О недавнѳмъ возникновеніи кабальнаго холопства вмѣстѣ съ этой неопредѣленностью условій говорить еще и то, что до половины XVI в. оно не успѣло усвоить ни тер- минологіи, ни юридическихъ формъ холопства. Кн. Ногтевъ въ духовной 1534 г. пишетъ: „а что мои люди по кабаламъ серебряники и по полнымъ грамотамъ... холопи, н тѣ всѣ люди... на слободу". Завѣщатель приказываетъсвоимъ душе- прикащикамъ дать холопамъ полнымъ и докладнымъ отпуск- ныя, а людямъ кабальнымъ только возвратить кабалы: не привыкнувъ еще видѣть въ кабальномъ настоящаго холопа, не считали необходимымъ при освобождении давать ему от- пускную. По принципъ кабальнаго холопства былъ уже готовь въ началѣ XVI в. и лучшую формулу его находимъвъ жалованной грамотѣ вел. кн. Василія 1514 г. жителямъ Смо- ленска: „а кто человѣка держитъ въ деньгахъ, и онъ того своего человѣка судить самъ“, т.-е. для должника, живущаго въ домѣ заимодавца, послѣхній замѣняетъ государя, верхов- ную власть. Такъ въ нашемъ правѣ XVI в. стали рядомъ два вида крѣпостного состоянія: холопство полное и кабальное. То и другое слагалосьизъ различныхъ юридическихъэлементовъ. Источникомъ полнаго холопства была продажалица, и изъ этого источника вытекали два послѣдствія: 1) безусловная и безсрочная зависимость купленнагоотъ купившаго, 2) по- томственностьи наслѣдственность этой зависимости, т.-е. переходъея отъ купленнагона его потомство и передача нрава на холопа покупщикомъсвоимъ наслѣдникамъ. ІІотом- ственность, соединеннаясъ наслѣдственностыо, носилана языкѣ древне-русскагохолопства техническое названіе ста- рины: сынъ полнаго холопа, родившійся въ холопствѣ и но холопству отца холопившій его „государю" или наслѣднику этого государя, назывался полнымъ стариннымъ холопомъ. Источникомъ кабальнаго холопства былъ заемъ съ замѣной роста личнымъ услуженіемъ должника, и изъ этого источ- ника вытекали два послѣдствія: 1) условная зависимость

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1