Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

234 укрѣпленный полной грамотой, въ которой обозначены только дѣти его государя, доживали до его внука, послѣдній терялъ на него право, не могъ искать на немъ холопства по одной такой полной своего дѣда, не имѣя другихъ крѣпостей на него. Но трудно рѣшить, дѣйствовало ли это правило въ XVI в. Въ этомъ легкомъ смягченіи полнаго холопства можно уже видѣть дѣйствіе принципа, лежавшаго въ основаніи холопства кабальнаго: указанная формула полной грамоты сообщала нѣкоторую условность неволѣ, которая уісрѣпля- лась ею. Ііъ полными холопамъ причислялись и люди, отда- вавшіеся въ холопство не для всякой работы, какую укажетъ господинъ, а спеціально для службы прикащиками по его хозяйству. Они потому назывались приказными людьми; то были тіуны, посельскіе, ключники. Русская Правда отличаетъ тіунство и ключничество отъ продажи, какъ особый источ- ники обѣльнаго холопства: самая служба въ этихъ дворо- выхъ должностяхъ дѣлала свободнаго человѣка холопомъ, если не была обусловлена „рядомъ“, особыми уговоромъ, ограждавшими свободу слуги. „Судебники 11 1497 г. знаетъ холопство по тіунству и по ключу, но только сельскому: служба городскими ключникомъ не считались холопской. „Судебники 11 не говоритъ и о рядѣ; это можно объяснить тѣмъ, что въ XV и XVI вв., по крайней мѣрѣ, сельскіе ключники обыкновенно покупались наравнѣ си простыми полными холопами и эта служба была уже не особыми источ- никомъ, а только привилегированными видомъ холопства. Это холопство укрѣплялось особой формальностью доклада : поііупавшін ключника представляли его намѣстнику, свидѣ- тельствуя, что это вольный человѣкъ, беретъ у него, покуп- щика, столько-то рублей и въ тѣхъ деньгахъ дается ему на ключи въ его село, „а по ключу дается и въ холопи 11 ; намѣстникъ провѣрялъ это показаніе, опрашивая покупае- маго, н, въ случаѣ утвердительнаго отвѣта, скрѣплялъ сдѣлку, прикладывая свою печать къ грамотѣ, ее излагавшей. Эта грамота называлась докладной, а холопство, ею укрѣпляв-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1