Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

239 Трудно объяснить происхожденіе такой формы служилой кабалы. Вѣроятно, она давалась первоначально только на годъ, послѣ чего должники, уплативъ долги, могли выходить на волю; но они обыкновенно, оказывались несостоятельны- ми. Въ 1560 г. казначеи, докладывая царю о томъ, что господа ищутъ по служилымъ кабаламъ заемныхъ денегъ, но холопамъ нечѣмъ платить, а иные даже уходятъ отъ господь безъ расплаты, унося господское добро, прибавляя, что послѣднихъ по суду выдаютъ истцамъ „головой до ис- купа“, а другіе сами просятся къ истцамъвъ холопы пол- ные и докладные взамѣнъ уплаты. Отсюда можно понять, что дѣлали истцы съ выданными до искупа: они превраща- ли ихъ въ своихъ полныхъ или докладныхъ холоповъ или продавалидругимъ. Царь указалъ несостоятельвыхъ кабаль- ныхъ выдавать до искупа, запретивъ имъ продаваться въ полные и докладные, т.-е. указалъ оставлять ихъ въ кабаль- номъ холопствѣ до расплаты, не переводя въ болѣе тяжкую неволю. Можетъ быть, по этому указу въ служилую кабалу п было внесено новое условіе, обязывавшее кабальнаго про- должать кабальную службу своему господину и въ томъ случаѣ, если „деньги полягутъ по сроцѣ“, Но тогда господа, удерживая при себѣ кабальныхъ, стали продавать или за- кладывать ихъ женъ и дѣтей, разрывая кабальныя семьи. Намекъ на это можно видѣть у Флетчера, бывшаго въ Моск- вѣ въ 1588 году: онъ говорить, будто законъ дозволялъ кредитору продать жену и дѣтей выданнаго головой долж- ника вовсе или на извѣетное число лѣтъ. Въ свою очередь, и холопы старались нерезаложитьсядругимъ, покрывая ста- рый долгъ новымъ займомъ: изъ закона 1597 г. видно, что иные кабальные, уходя отъ своихъ господь, просили при- нять у нихъ деньги въ уплату по кабаламъ. Этотъ законъ н пытался пресѣчь возникавшіе отсюда безпорядки, примѣ- няясь къ господствовавшимъ отношеніямъ и понятіямъ. По духовнымъ грамотамъ XYI в. видно, что кабальная зависи- мость чаще всего прекращались по волѣ господинасъ его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1