Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

•240 смертью: „отходя сего свѣта вольнаго", онъ не только про- щалъ долги своими добрымъ слугамъ, но и „надѣлялъ** ихъ по силѣ, прося душеприкащиковъ дать его „люддамъ, му- жичками и женочкамъ, почему пригоже дати, а не оскор- бити“, чтобы люди, покидая господскій дворъ, не заплакали, по прекрасному выраяшнію нѣкоторыхъ завѣщательницъ. Такъ нравственный мотивъ приходили на помощь неопредѣ- ленному или нерѣшительному праву, внося въ кабальное холопство элемента докладного. Чтобы прекратить разрывъ каоальныхъ семей, тяжбы и побѣги, законъ 25 апрѣля по- становили, что вн случаѣ спора, если кабальный уйдетъ оти господина бези его согласія, си такими кабальными слѣдуетн поступать какъ съ докладными, выдавать ихи ви службу господами до смерти послѣднихп, а денеги по кабалами не брать си холоповъ, хотя бы они просили о томи; точно также и дѣтн кабальнаго, закабаленныя вмѣстѣ си отцомъ или родившіяся ви холопствѣ, подобно докладнымъ людямъ, служатъ отцову господину до его смерти, а женѣ его и дѣ- тями послѣ него не служати и денеги ими по отцовой ка- балѣ не платяти. Закони не предписывали, чтобы кабаль- ная служба всегда непремѣнно продолжалась до господской смерти; они только давали норму для разрѣшенія спорныхн случаеви и запрещали продажу и закладн кабалъныхп дѣ- тей. По любовному уговору сторони кабальный моги по смерти господина служить его семьѣ, по волѣ господина моги выйти на волю раньше его смерти. Пушкини ви ду- ховной, писанной ви сентябрѣ того же 1597 г. считали себя въ правѣ написать: „людей моихъ кабальныхъ во дворѣ и въ деревняхъ всѣхъ отпустити на свободу, опричь тѣхъ, которыхъ я приказывали женѣ моей по ея жпвотъ“. Такими образомъ, законъ .сами отмѣтилъ историческую связь юридическихъ явленій, постановивъ, что въ спорныхн случаяхъ по служилыми кабалами „быть въ холопствѣ, какъ и по докладными* 1 , т.-е. принявъ докладное холопство за образецъ для кабальнаго въ отношеніи срока службы. Это

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1