Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

243 балу уйти отъ господина, безнаказанно похитивъ у него, что было можно или нужно. Но по разспроснымъ сказкамъ кабальныхъ о своей прежней жизни, который приписывались къ кабаламъ при ихъ запискѣ въ приказныя холопьи книги, видно, что множество холоповъ служило безкабально по нѣсколько лѣтъ, иногда по 10 и болѣе, и при этомъ неза- мѣтно, чтобы они злоупотребляли своимъ положеніемъ. На- конецъ, сейчасъ изложенное послѣдствіе помогло удержать въ кабальномъ правѣ элементъ старины, противорѣчившій природѣ служилой кабалы. Стариннымъ собственно назывался холопъ природный, родившійся въ холопствѣ. Создаваемое происхожденіемъ, старинное холопство обыкновенно также утверждалось крѣпостями, которыя потому назывались ста- ринными'. это юридическіе акты, которыми не создавалось, а только доказывалось холопство лица, родившагося въ хо- лопствѣ и не укрѣпленнаго особой личной крѣпостью на его имя. Таковы были, напримѣръ, духовныя, рядныя (сговор- ныя о приданомъ) и другія передаточныя записи. Переда- вать изъ рукъ въ руки можно было только холоповъ пол- ныхъ и докладныхъ или ихъ потомковъ; слѣдовательно, если на холопа, обозначеннаго въ передаточномъ актѣ, не было пол- ной или докладной, а самый актъ не подвергся спору, счи- талось доказаннымъ, что это холопъ старинный. Въ такомъ смыслѣ надобно понимать выраженіе „Судебниковъ": „по духовной холопъ". Первоначально къ дѣтямъ кабальнаго, родившимся въ холопствѣ, кажется, со всею строгостью при- лагали условія стариннаго холопства, передавали ихъ по наслѣдству съ отцомъ или безъ отца, если онъ умиралъ въ неволѣ: въ актахъ конца XVI в. еще встрѣчаемъ указанія на „старинныхъ кабальныхъ людей", которые по смерти господина шли въ раздѣлъ между его дѣтьми наравнѣ со старинными полными холопами. На то же указываютъ и терминологія, и обычаи кабальнаго холопства. Юридичес- кіе термины, какъ извѣстно долговѣчнѣе отношеній, ихъ родившихъ. Въ XVII в. люди, вступивіпіе въ кабальное хо- 16 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1