Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

248 Когда служилая кабала утратила характеръ заемно-слу- жилаго обязательства, для такихъ обязательствъ вырабо- тался особый родъ крѣпостей, получившихъ названіе жилыхъ или эюитейскихъзаписей. Всѣ извѣстныя доселѣ жилыя записиотносятсякъ XYII или къ самому началу XYII1 вѣка, и трудно рѣшить, употреблялись ли онѣ въ XYI вѣкѣ. Можно только сказать, что до закона 1597 г. въ нихъ не было юридической надобности.Этими записями скрѣплялись обяза- тельства, условія которыхъ не соотвѣтствовали форнамъ и обычаямъ служилой кабалы, а до конца XYI вѣка сама эта кабала не выработала точно опредѣленныхъ закономъ или обычаемъ формъ и условій. Такъ, изъ закона 1608 г. узнаемъ, что въ началѣ XYII вѣка были въ ходу записи, по которымъ вольные люди обязывались служить господамъ „до своего живота". Древне-русскому кабальному праву была противнаидея холопства по смерть холопа: юридиче- скими условіями, которыя могли прекращать холопскую зависимость, оно признавало смерть или волю господина; когда не было ни того, ни другого условія, обязательство холопа и по смерти его оставалось на дѣтяхъ, закабален- ныхъ имъ вмѣстѣ съ собою или родившихся въ холопствѣ; условія политическія, изыѣна господина и плѣнъ холопа, дѣйствовали въ исключительныхъ случаяхъ. Законъ 1608 г. запрещаетъ такія пожизненный записи, предписывая записи срочныя, на опредѣлеяное количество лѣтъ 4 ). Не задолго до Уложенія, когда служилыя кабалы еще сохраняли преж- нюю заемную форму, житейскія записи являются предше- ственницами позднѣйшихъ „вѣчныхъ" служилыхъ кабалъ безъ займа; въ новгородской кабальной книгѣ 1647 г. помѣ- щена житейская запись, въ которой „послуживецъ" подъячаго, !) Въ тверской половинѣ Бѣжецкой пятины, какъ видно изъ новго- родскихъ кабальныхъ книгъ, еще въ 1649 — 1650 гг. писались слу- жилыя кабалы съ тою мѣстною особенностью, что въ нихъ вольные люди обязывались служить „до своей смерти". Со времени изданія Уложенія эта формула едва ли имѣла юридическое значеніе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1