Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

uo уговору до смерти владѣдьца, могло быть и срочнымъ, „на урочныя лѣта“, и безсрочнымъ, съ обязатѳльствомъ для крѣпостного служить не только хозяину, но и его жѳнѣ и дѣтямъ. Всѣ эти особенности, отличавшія кабалу отъ записи, можно назвать юридическими въ тѣсномъ смыслѣ, относящимися къ области гражданскаго права. Законодатель- ство присоединило къ нимъ и особенности политическія, которыми опредѣлялись общественный состоянія лицъ, имѣв- шихъ право какъ принимать, такъ и вступать въ крѣпо- стную ззвисимость по кабалѣ и по записи. Въ XYI в. люди всѣхъ состояній, даже холопы, могли держать у себя каба- льныхъ слугъ; но уже „Судебникъ" 1550 г. стѣснилъ право вступать въ кабалу, запретивъ это елужилымъ государевымъ людямъ и ихъ сыновьямъ, не получившимъ отставки. Въ XYII в. законодательство, сдѣлавъ это запрещеніе безуслов- нымъ, распространило его и на тяглыхъ людей, городскихъ и сельскихъ. Разумѣется, не вступали въ кабалу духовныя лица; но по кабаламъ XYII в. видно, что сыновья и дочери священниковъ и другихъ церковнослужителей часто вступали въ холопство. Ограниченъ былъ и кругъ лицъ, имѣвшихъ право владѣть кабальными холопами: этого права лишены были священники, діаконы и причетники церковные (но протопопы и протодіаконы по Уложенію сохранили его), тяглые посадскіе люди и крестьяне, монастырскіе служки и холопы служилыхъ людей. Владѣніе по жилой записи имѣло болѣе широкій кругъ дѣйствія, оставалось доступно не только тѣмъ, кто сохранилъ право кабальнаго владѣнія, но и тѣмъ, кто потерялъ это право. Точно также за тяглыми людьми удержано по Уложенію право отдавать въ услуженіе нетяг- лымъ людямъ по жилымъ записямъ жившихъ при нихъ дѣтей, братьевъ и племянниковъ, а на практикѣ, какъ видно по жилымъ записямъ конца XYII в., въ такое услуженіе вступали и сами тяглые люди. Отъ неодинаковыхъ сочетаній столь разнообразныхъ условій жилой зависимости происхо- дило различіе ея видовъ, выражавшееся въ разнообразіи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1