Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

‘255 займа или найма, службы по уговору до смерти господина, юридической неразрывности семьи холопа и старины кабаль- ной, эюилое изъ займа, найма или прокорма, изъ службы по личному уговору или по волѣ родителей до смерти хозяина или на урочныя лѣта. Крѣпостное право на крестьянъ было новымъ еочетаніемъ тѣхъ же элементовъ, приноровленными къ экономическому и государственному положенію сельскаго населенія. III. Изъ двухъ первичныхъ видовъ древне-русскаго холопства наиболѣе тѣсную историческую связь съ крѣпостнымъ пра- вомъ на крестьянъ имѣло холопство кабальное. Потому мы коснулись полнаго холопства лишь въ той мѣрѣ, сколько это нужно, чтобы объяснить происхожденіе и развѣтвленіе ка- бальной неволи, какъ и ея воздѣйствіе на полное холопство. Сводя изложенный соображенія, въ исторіи кабальнаго хо- лопства можно различить такіе моменты. До конца ХУ в. въ нашемъ правѣ существовали два вида личной зависимости: холопство и закладничество. Условія послѣдняго въ удѣль- ное время предстоитъ еще изслѣдовать;' но несомнѣнно, что въ число ихъ входилъ заемъ съ обязательствомъ условлен- наго личнаго услуженія за ростъ и съ правомъ выкупа по волѣ должника. Условностью службы и правомъ выкупа за- кладникъ отличался отъ холопа, крѣпостного человѣка: то и другое сообщало закладничеству характеръ обоюдно-сво- боднаго соглашенія заимодавца съ заемщикомъ, не дѣлая послѣдняго подданными, холопомъ перваго, потому что су- щественными признаками подданства или холопства' были безусловность и непрекращаемость службы по волѣ слуги. Съ конца ХУ в. развивается мысль, что и условная служба дѣлаетъ холопомъ, какъ скоро слуга временно или навсегда лишается права или возможности прекратить ее. Эта мысль, отразившись на нолномъ холопствѣ, выдѣлила изъ него хо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1