Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

264 а крестьяне, ее получавшіе, назывались серебряниками. Ытакъ, право выхода изъ состоянія, чужеземелье, краткосроч- ность аренды и отсутствіе или недостатокъ своего инвентаря и даже своего дома, — вотъ главный черты, которыми опре- дѣлялось юридическое положеніе крестьянства въ тѣ вѣка. Изъ нихъ серебро имѣло роковое по своими послѣдствіямъ значеніе для крестьянства. Страшное развитіе этой формы долгового обязательства открывается изъ неизданной вотчин- ной книги Кириллова Бѣлозерскаго монастыря, составлен- ной во второй половинѣ XVI в. Это перечень монастырскихъ селъ и деревень съ обозначеніемъ вытей обрабатываемой крестьянами земли и оброка, получаемаго съ нихъ мона- стыремъ. Всей арендуемой у монастыря земли показано въ книгѣ немного болѣе 14/2 тысячи вытей, который были неодинаковы по размѣрамъ пашни. Круглыми числомъ сѣяли на выть по 5 четвертей съ небольшими озимой ржи и поч- ти по 12 четвертей разнаго ярового хлѣба, болѣе всего овса. Крестьянскіе дворы не вездѣ обозначены; но круглыми числомъ ихъ приходилось немного менѣе двухъ на каждую выть, такъ что ихъ можно считать около 3 тысячи. Одни крестьяне имѣли свои сѣмена, другіе брали ихъ у монас- тыря: первые пахали 464 выти, вторые 1,075, т.-е. 70% снятой у монастыря пашни находилось въ пользованіи лю- дей, безъ помощи вотчинника не имѣвшихъ чѣмъ засѣять свои участки. Развитіе помѣстнаго владѣнія въ тѣ вѣка, несомнѣнно, содѣйствовало распространенію серебряничества. Множество пустовавшей казенной земли перешло въ част- ное владѣніе. Новые владѣльды льготами и ссудой усиленно вытягивали изъ городского и сельскаго населенія пропасть бездомнаго и голаго люда, сажая его на пашню. Уже въ XY в. такое положеніе владѣльческихъ крестьянъ, какъ неоплатныхъ должниковъ, возбуждало набожное состраданіе добрыхъ владѣльцевъ: въ духовныхъ грамотахъ, ради спасе- нія души отпуская на волю своихъ холоповъ, они массами прощали все серебро или половину его своимъ крестьянами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1