Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

•288 отношенія въ крѣпкій узелъ. Сохранилась одна порядная 1628 года, въ которой вольный человѣкъ обязуется „за государемъ своимъ жить въ крестьянехъ по свой эісивотъ безвыходно" *). Въ одной ссудной 1630 года, крестьяне, обязуясь въ случаѣ ухода заплатить монастырю за подмогу и льготу, прибавляютъ: „и впередъ мы Тихвина монастыря крестьяне". Значитъ, они сами навсегда отказывались отъ права выхода и неустойку превращали въ пеню за побѣгъ, не возвращавшую имъ этого права и не уничтожавшую договора. Скоро это обязательство стало общимъ заключи- тельными условіемъ ссудныхъ записей, принимая очень разнообразный формы выраженія; наиболѣе стереотипная и сжатая изъ нихъ гласила: „а крестьянство и впредь въ крестьянство". Это условіе впервые сообщало ссудной записи значеніе настоящей крѣпости, утверждавшей личную зави- симость безъ права зависимаго лица прекратить ее. Такое зяаченіе выражалось формулой, въ какую облекали это условіе иныя ссудныя, прибавляя къ обязательству кресть- янина уплатить неустойку за уходъ такое условіе: „а впредь таки я государю своему по сей записи крѣпокъ безвыходно". Почти тѣми же словами выражалось это обязательство въ жилыхъ холопьихъ записяхъ. Вмѣстѣ съ этимъ условіемъ въ ссудныхъ записяхъ является и новый терминъ: кресть- янинъ сталъ звать своего владѣльца государемъ, какъ назы- вали холопы своего господина. Если не ошибаемся, не рань- ше 1630-хъ годовъ появляется въ актахъ и для владѣлъче- скихъ крестьянъ названіе крѣпостныхъ. Въ этомъ смыслѣ владѣльческое крестьянство еще до Улооюенія обозначалось, какъ особый видъ крѣпостного состоянія, параллельный холопству. На соборѣ 1642 г. нѣкоторые дворяне предлагали населить взятый у турокъ Азовъ, кликнувъ кличъ, кто пожелаетъ пойти, „окромѣ крѣпостныхъ людей, холопей и крестьянъ". ] ) Сообщена В. Е. Якушкинымъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1