Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

•289 Итакъ, важное условіе, сообщившее отношеніямъ кресть- янъ къ владѣльцамъ крѣпостной характеръ, не было навя- зано имъ законодательствомъ. Оно явилось юридическимъ отвержденіемъ мысли, послѣдовательно развившейся изъ кабальнаго права посредствомъ приложенія условій служи- лой кабалы къ издѣльному крестьянству. Этихъ условій было два: служба или работа за ростъ и непрекращаемость службы по волѣ холопа. Работа за ростъ, издѣлье было давнимъ условіемъ крестьянской ссуды; но только съ конца XVI в. ему стали придавать значеніе, какое имѣла кабаль- ная служба за ростъ. Во второй четверти XVII в., если не раньше, явилось и другое условіе, какъ послѣдствіе перваго, — непрекращаемость обязательной работы и личной зависимо- сти по волѣ крѣпостного. Вмѣстѣ съ этимъ въ крестьянской крѣпости произошелъ совершенно такой же переломъ, какой мы видѣли въ ісрѣпости кабальной. Какъ неволя кабальнаго холопа, первоначально вытекавшая изъ займа по уговору, стала потомъ утверждаться на уговорѣ безъ займа, такъ и крестьянинъ, укрѣплявшійся прежде порядной записью съ подмогой, теперь становился крѣпостнымъ по записи и безъ подмоги. Въ XVI в., когда начала служилой кабалы стали прививаться къ порядной записи, кабальное холопство еще не успѣло раздѣлиться на служилое безъ займа и заемное жилое. Въ первой половинѣ XVII в., когда эта прививка закончилась, раздѣленіѳ кабальнаго холопства совершилось. Порядная запись, усвой въ основным условія кабальнаго холопства, ихъ нослѣдствія развивала по готовыми схемами его позднѣпшаго вида — холопства жилого. Это холопство отличалось отъ слулсилаго большей свободой въ установленіи граиицъ зависимости и разнообразіемъ ея условій. Въ холоп- ствѣ кабальномъ все это было точно опредѣлено закономъ или обычаемъ и не обозначалось въ кабалѣ, благодаря чему послѣдняя усвоила простую и однообразную форму. Обяза- тельство крестьянина жить весь свой вѣкъ за государемъ сближало ссудную запись съ тѣми жилыми, въ которыхъ 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1