Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

290 слуга неопредѣленно обязывался служить своему хозяину, его женѣ и дѣтямъ; въ ссудныхъ второй половины XYII в., иногда прямо обозначалось и это обязательство, „а кресть- янство мое и впредь ему государю моему и женѣ его и дѣтямъ въ крестьянство". За то нѣтъ ни одной ссудной съ кабальнымъ терминомъ — жить за владѣльдемъ „по его жи- вотъ“, какъ нѣтъ ни одной, въ которой крестьянинъ по смерти владѣльца возобновлялъ бы договоръ съ его женой или дѣтьми. Далѣе, жилыя записи обыкновенно довольно подробно обозначали, что хозяинъ давалъ слугѣ и какихъ услугъ за это могъ отъ него требовать. Этими услугами собственно и опредѣлялось пространство власти хозяина. Таково же содержаніе и ссудныхъ записей. Господскую власть надъ личностью крестьянина онѣ опредѣляютъ, какъ совокупность правъ хозяйственнаго распоряженія крестьяни- номъ, т.-е. его трудомъ. Зависимость крестьянина выража- лась въ платежах!» и издѣльяхъ па владѣльца. Подробности тѣхъ и другихъ не относятся къ нашему вопросу; но важ- ны нѣкоторыя ихъ особенности. Обыкновенно платежи, по- дати и оброки соединяются въ порядныхъ съ издѣльями. Исключеніе составляли бобыли, которые не брали тяглыхъ участковъ и обязывались либо за издѣлье платить извѣстный оброкъ, либо за оброкъ исполнять извѣстныя работы, да тѣ рѣдкіе крестьяне, которые садились на тяглые участки безъ ссуды и были свободны отъ издѣлья. ГІослѣднихъ случаевъ въ новгородскихъ крѣпостныхъ киигахъ не болѣе 6 на 103 порядныя записи. Далѣе, назначеніе издѣлья и оброка пре- доставлялось владѣльцу. Во многихъ порядныхъ повторяется обязательство крестьянина „всякое помѣщицкое дѣло дѣлать, чѣмъ меня помѣщикъ пожалуетъ, изоброчитъ, съ сосѣды вмѣстѣ по своему участку". Въ другихъ записяхъ кресть- яне обязуются владѣльцу „всякую страду страдать и оброкъ платить, чѣмъ онъ изоброчитъ". Такъ порядныя оправды- ваютъ замѣчаніе Котошихина, что владѣльцы „свои подати кладутъ на крестьянъ своихъ сами". Исключеній очень мало:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1