Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

I 302 не по праву, а по хозяйственному удобству. Остальные сы- новья или при жизни отца, или послѣ него рядились на отдѣльные участки обыкновенно съ новой ссудой. Въ томъ и другомъ случаѣ они считались вольными людьми, которые могли рядиться не только къ своему, но и къ чужому владѣльцу, могли даже ни къ кому не рядиться и выйти изъ крестьянства. До самаго Уложенія идутъ порядныя крестьянскихъ сыновей съ отцовыми или чужими вла- дѣльцами. Еще въ апрѣлѣ 1649 г. встрѣчаемъ договоръ крестьянскаго сына, который, оставшись малолѣтнимъ ио смерти отца, долго бродилъ по наймамъ и, наконецъ, порядился въ помѣстье, гдѣ жилъ отецъ, на отцовскій участокъ, въ готовыя хоромы и къ готовой ржи сѣ- яной“ *). Согласно съ этимъ семейные люди, рядясь въ крестьяне, давали крѣпости обыкновенно только на себя, иногда со взрослыми сыновьями, не упоминая о мало- лѣткахъ:- то были личныя обязательства, не простиравшіяся на потомство. Мысли, что крестьянскія дѣти остаются воль- ными людьми, пока не сядутъ на тягло, держалось и зако- нодательство до 1640-хъ годовъ: указы о приоорѣ воль- ныхъ людей на пустоши предписывали сажать на пустые участки нетяглыхъ дѣтей, братьевъ и племяиниковъ тяглыхъ крестьянъ „но уговору, на которой долѣ кто похочетъ сѣ- сти“. Такъ мысль о кабальной старинѣ вытѣснялась въ крестьянской средѣ мыслью о старинѣ тягловой', сынъ тяг- леца укрѣплялся не тамъ, гдѣ родился, а тамъ, гдѣ рядился въ тягло и обжился, „застарѣлъ“ въ немъ. Мысль эта была крѣпко укоренена въ умахъ первой половины XVII в. Въ 1641 г. Троицкій монастырь искалъ двухъ крестьянъ, пере- шедшихъ въ посадъ г. Владиміра. Посадъ отвѣчалъ встрѣч- нымъ искомъ, доказывая, что одинъ изъ этихъ крестьянъ до перехода въ монастырскую вотчину былъ посадскимъ человѣкомъ владимірцемъ. По суду этотъ крестьянинъ вы- х ) Ловгор. крпт. кн. № 36. л. 73.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1