Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

307 отца, оставались у отвѣтчика. Исключеніе, очевидно, допу- щено во вниманіе къ интересу пріемщика, который устроилъ подростка въ тягло. Такъ наказъ 1646 г. не вносили ничего новаго въ юри- дическое содержите крѣпостного права: онъ только пытался подложить политическое основаніе подъ юридическое нослѣд- ствіе, вытекшее изъ приложенія начали кабальнаго холопства къ дѣтямъ крѣпостныхъ крестьянъ. Признавая укрѣпленіе этихъ дѣтей но праву старины, онъ косвенно обусловили это право обязанностью владѣльцевъ устроивать въ тягло своихъ старинныхъ крестьянскихъ сыновей. Такую крѣпость, составленную посредствомъ сочетанія старины кабальной съ тягловой, можно назвать стариной писцовой. Согласно со своими двойственнымъ составомъ, она привела къ двумъ послѣдствіямъ. Во-первыхъ, подъ ея вліяніемъ въ крестьян- скихъ договорахъ является новое условіе о нотомствѣ. Во-второй половинѣ XVII в. вольные люди обыкновенно рядились въ крестьянство съ женами и дѣтьми, далее буду- щими, если были холостыми. Въ порядной 1687 г. вольный человѣкъ, рядясь за кн. Черкасскаго, обязывался жить за нимъ „съ женою и съ дѣтьми, а по мнѣ и внучатомъ моимъ по смерть свою“ *). Съ другой стороны, писцовая старина облегчила дробленіе крестьянскихъ семей и выводи крестьян- скихъ дѣтей изъ крестьянства. Она отдѣлила крѣпостное право на личность крестьянскаго сына отъ права распоря- женія его трудомъ: крестьянскій сынъ, не получившій ссуды, не переставая быть крѣпостнымъ, могъ оставаться безтяг- лымъ, живя за тягломъ отца, дяди или брата. Это раздѣле- ніе спутало установившаяся крѣпостныя различія. Прежде различали крѣпостныхъ людей тяглыхъ или крестьянъ и нетяглыхъ или холоповъ. Теперь явился новый крѣпостной классъ — н е тяглыхъ крестьянскихъ дѣтей. Изъ этой путаницы къ концу XVII в. развились два обычая: 1 ) Ниже гор. крѣп. кн., № 41, л. 90. 20 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1