Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

340 политическою силой. Въ Русской Правдѣ встрѣчаемъ спеціальный те'рминъ, означавшій человѣка привилегирован- ного класса въ отличіе отъ смерда, простолюдина: это огнищанин ъ. Въ нашей исторической литературѣ потра- чено было много усилій, чтобы объяснить этотъ терминъ. Все затрудненіе состояло въ неизвѣстности древняго зваче- нія слово огнище: одни толкователи разумѣли подъ нимъ выжженный лѣсъ, другіе очагъ, третьи княжескій дворъ. Между тѣмъ, изъ одного памятника русской письменности XI в. узнаемъ, что на литературно-юридическомъ языкѣ Руси того времени это слово имѣло спеціальное значеніе раба '). И такъ, огнищанинъ — рабовладѣлецъ. Во времена Русской Правды привилегированное значеніе огнищанина въ составѣ русскаго общества уже становилось анахрониз- момъ; въ большей части русскихъ областей такое значеніе создавалось тогда не экономическими, а политическими условіемъ, не рабовладѣніемъ, а службой при дворѣ князя; человѣкомъ высшаго класса, господиномъ считался княжъ мужи, занимавшій извѣстное пололшніе въ военно-прави- тельственной іерархіи княжескихъ слугъ. Очевидно, приви- легированное значеніе огнищанина создалось въ то время, когда служба князю еще не давала слугѣ такого положенія въ обществ!, когда господиномъ, бариномъ считался тотъ, кто имѣлъ своихъ слугъ, вели свое хозяйство посредствомъ челяди. Этими объясняется, почему огнищане долѣе сохра- няли свое привилегированное положеніе въ тѣхъ ооластяхъ Русской земли, гдѣ не было постоянныхъ князей, своей особой княжеской династіи, и гдѣ потому служба при дворѣ князя оказывала менѣе вліянія на складъ мѣстнаго общества. Такъ, въ Новгород! до конца XII в. огнищане остаются на ') Въ одномъ изъ словъ Григорія Богослова, переведенныхъ въ Болгаріи и списанныхъ съ болгарской рукописи на Руси въ XI в. съ русскими вставками и передѣлками, словомъ огнище переве- дено греческое аѵЗрятсоооч, холопъ. Изв. И. акад. наукъ по отд. рус скаго языка и слов. 1855 г., т. IV, стр. 311.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1