Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

344 Для нашего вопроса особенно важна въ нихъ одна черта: связь свободныхъ лицъ съ несвободными, вліяя на положе- ніе дѣтей, не нзмѣняла состоянія несвободныхъ родителей. Незаконно зачатый сынъ римской гражданки являлся на свѣтъ рабомъ того господина, чьей невольницей становилась его мать въ промежутокъ между его зачатіемъ и рожде- ніемъ; но раба, родившая отъ свободнаго, вслѣдствіе этого не становилась свободной. Тѣ изъ этихъ постановленій, который сохранили силу и послѣ закона 212 г., распростра- нившаго право римскаго гражданства на все свободное насе- леніе римской имперіи, были усвоены и законодательствомъ византійскихъ императоровъ съ нѣкоторыми поправками въ пользу свободы *). Согласно съ отмѣченною чертой этихъ постановленій въ Эклог ѣ, византійскомъ кодексѣ VIII вѣка, находимъ статью, повторенную и въ Нрохирон ѣ, кодексѣ IX вѣка, по которой свободный человѣкъ, вступившін въ связь съ чужою рабой, долженъ былъ заплатить за то ея господину 36 золотыхъ (солидовъ), если былъ человѣкъ зажиточный, или подвергался тѣлесному наказанію и пла- тилъ, сколько могъ, если былъ человѣкъ небогатый; но юридическое положеніе самой рабы оставалось прежнимъ 2 ). Христіанская церковь, признавая эти постановленія, оста- валась равнодушна къ языческимъ институтамъ, ими охра- няемыми, и старалась поставить подъ ихъ защиту болѣе близкіе ей интересы. Такъ, ея вліяніе можно подозрѣвать въ статьѣ, встрѣчаемой въ упомянутыхъ византійскихъ кодексахъ, которая, охраняя чистоту семейныхъ отношеній насчетъ права собственности на несвободное лицо, конфи- сковала рабу, ставшую наложницей своего женатаго госпо- дина: мѣстный управитель обязанъ былъ продать такую •) Ср. Gai: Instit. I, 80 — 92 и Zachariae: Р г о с h і г о n, tit. XXXIV, с. 5—7. 2 ) Э к л о г а по изд. Ц а х а р і э, тит. XVII, ст. 22. П р о х и р., т. XXXIX, ст. 61.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1