Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

345 соперницу домохозяйки з;і предѣлы области въ пользу казны *). Посредствомъ брачнаго лее союза, т.-е. при вероятной помощи того лее церковнаго вліянія, въ греко-римскомъ правѣ если не возникъ, то утвердился новый способъ отпуска на волю, незнакомый древнеримскому праву и противный его духу. По одной статьѣ Прохирона, бракъ свободнаго человѣка съ чужою рабой, которую господинъ ея выдавалъ за свободную или которой онъ намѣренно не помѣшалъ выйти за свобод- наго, считался правильными, какъ союзъ свободныхъ лицъ: законъ признавали такую рабу свободной по акту молча- ливаго освобожденія 2 ). По другой статьѣ свободный человѣкъ, купившій плѣнницу и вступившій съ нею въ союзъ, какъ съ женой, этими самыми дѣлалъ ее свободной: законъ возвращали ей утраченную плѣномъ свободу безъ вознагражденія покупателя въ силу юридическаго предпо- ложенія, что выкупившій ее господинъ актомъ союза съ ней молчаливо прощали ей стоимость выкупа 3 ). Въ визан- тійскомъ обществѣ римское право оставляло мало простора преобразовательными стремленіямъ церкви. Гораздо свобод- нѣе дѣйствовала она тамъ, гдѣ не встрѣчала такого стѣсненія. Греко-римское право сурово преслѣдовало брачную и внѣ- брачную связь свободнаго лица съ несвободнымъ. По закону императора Клавдія, римская гражданка, вышедшая замужъ за чужого раба безъ позволенія его господина, сама стано- вилась рабой послѣдняго, а законъ императора Константина Великаго даже осуждали на смерть женщину, вышедшую замужъ за собственнаго раба. По статьѣ Прохирона, бездѣтную вдову, вступившую въ связь со своими рабомъ, подвергали тѣлесному наказанію и остригали, а раба, сверхъ того, продавали въ пользу казны; если же вдова ішѣла законныхъ дѣтей, ісъ послѣднимъ тотчасъ переходило все ея *) Эклога, XVII, 21. Прохир., XXXIX, 60. 2 ) SitoTnjpi eXso&epia. Прохир., XXXIV, 14. 3 ) Тамъ же V, 4; ю? itpoMjist (ex praesumptione) ооодѵ аитг, воуушреіѵ TO

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1