Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

346 имущество вмѣстѣ съ суммой, вырученной отъ продажи раба. Эта статья повторена и въ извлеченной изъ Прохирона уголовной части компиляціи, которая была составлена для южныхъ или, можетъ быть, для русскихъ славянъ и извѣстна была въ древнерусской юридической письменности подъ названіемъ Книгъ Законныхъ; но здѣсь вслѣдъ за изложеннымъ постановленіемъ Прохирона составитель помѣстилъ оригинальную статью, по которой вступленіе вдовы въ законный бракъ со своимъ рабомъ не подвергало ни ея самой, ни раба никакому наказанію, а только сопро- вождалось для нея обычными послѣдствіями, какія по ГІ р о- хирону влекъ за собою бракъ вдовы со свободнымъ чело- вѣкомъ '). Это былъ довольно смѣлый протестъ воспитанного на греко-римскомъ правѣ духовенства противъ греко-римскаго общественнаго строя во имя христіанскаго равенства людей. Хотя переводы Эклоги и Прохирона съ ихъ статьей о связи женатаго господина со своею рабой помѣщались въ древнерусскихъ Кормчихъ и эта статья нашла себѣ мѣсто въ другой славянской компиляціи, извѣстной подъ названіемъ Закона Суд наго людемъ и довольно распространен- ной въ древнерусской письменности, однако, въ древней Руси не замѣтно дѣйствія иостановленія, предтіисывавшаго продавать рабу на сторону за связь съ своимъ женатымъ господиномъ. Легкія отношенія женатыхъ и холостыхъ рабо- владѣльцевъ къ своимъ невольницамъ, господствовавшія въ языческой Руси, продолжались и по принятіи христіанства. Если по лѣтописнымъ извѣстіямъ о Святославовомъ сынѣ Владимірѣ можно судить объ отношеніяхъ частнаго обще- житія на Руси X вѣка, робичичи, дѣти свободнаго отъ невольницы, въ языческое время не отличались юридически отъ дѣтей рожденныхъ свободною матерью, хотя разборчи- вый невѣсты подобно Рогнѣдѣ могли предпочитать свободно- *) См. превосходное изданіе Книгъ Законныхъ съ грече- скимъ текстомъ А. С. Павлова, стр. 26 и 69.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1