Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

351 вленіе которой закончилось немного позднѣе смерти этого епископа, узнаемъ, что практика приняла среднюю мѣру: раба съ дѣтьми, прижитыми отъ ея господина, отпускалась на волю по смерти его, получая „урочную прелюбодѣйную часть 11 изъ его имущества. Духовенство могло достигнуть этого въ ХІІв. тѣмн же церковными средствами, какими митрополитъ Іоаннъ II въ XI в. указывали отучать русскихъ отъ обычая, ку- пивъ некрещенныхъ холоповъ и крестивъ ихъ, продавать языч- никами: они совѣтовалъ духовенству дѣйствовать на такихъ работорговцевъ „наученьемъ и наказаньемъ многими", даже церковными отлученіемъ непослушныхъ '). Но неудавшаяся мысль Нифонта несомнѣнно свидѣтельствуетъ, что общее юри- дическое правило, которое они пытался примѣнить къ из- вѣстному отношенію, уже дѣйствовало: если взамѣнъ мѣры, предложенной Кирикомъ и несогласной съ господствовавшими обычаями, они находили возможными принуждать невоз- держныхъ господи продавать своихъ невольныхъ наложницъ въ другія руки, то молено думать, что къ половинѣ XII в. принудительная продажа рабовъ успѣла войти въ ряди обыч- ныхъ явленій русской юридической лсизни. Греко-римское право знало два случая принудительнаго отчужденія холо- повъ съ вознагражденіемъ владѣльцевъ. Императоръ Анто- нинъ предписали начальниками провинцій принуждать гос- поди продавать своихъ рабовъ, прибѣгавшихъ въ храмы или къ статуями государей съ жалобами на жестокое обращеніе съ ними, если по слѣдствію жалобы оказывались справедли- выми 2 ). Византійское законодательство требовало, чтобы при- нудительная продажа рабовъ, прибѣгавшихъ поди защиту церкви съ такими жалобами, производилась разборчиво, съ со- блюденіемъ предосторожностей, которыя бы обезпечивали про- даваемыми болѣе мягкое обращеніе со стороны новыхъ вла- ] ) Русск. Ист. Библ., VI, 12. Успѣхомъ этой мѣры объясняется позднѣіішая передѣлка Нифонтова отвѣта, который въ нѣкоторыхъ спнскахъ читается такъ: „сдѣ есть обычай таковъ". 2) Gai, I, 53.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1