Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

353 нослѣ похода продавали своимъ соотечественникам!,, вполнѣ шло византійское постановленіе о выкупленномъ плѣнникѣ. Пользуясь этимъ, духовенство, повидимому, успѣло дать до- вольно широкое дѣйствіе принудительному выкупу самими холопами своей свободы. Слѣды этого успѣха, правда, не- достаточно ясные, сохранились въ одномъ русскомъ памят- никѣ очень древняго происхожденія, содержащем!, наставле- ние духовнику о принятіи кающихся *). Этотъ памятникъ настойчивѣе всего вооружается противъ одного зла, распрост- раненнаго въ русскомъ обществѣ, — противъ взиманія изгой- ства. Юридическое и нравственное значеніе этого термина въ древнерусскомъ обществѣ создалось также при участіи духовенства посредствомъ проводимаго нослѣднимъ вліянія византійскаго рабовладѣльческаго права на русское. Из го- ем ъ въ древней Руси назывался, между прочимъ и даже преимущественно, холопъ, выкупившійся на волю. Въ визан- тійскомъ законодательствѣ на случай выкупа отпускаемаго на волю общаго раба у совладѣльцевъ была установлена такса, по которой дѣны рабовъ опредѣлялись ихъ возрастомъ и ка- чествомъ работы, къ какой они были способны. Путемъ тор- говыхъ сношеній съ Византіей русскіе рано познакомились съ этою таксою, и она съ измѣненіями вводилась въ ихъ до- говоры съ греками, слуага руководствомъ при обоюдосторон- немъ выкупѣ плѣнниковъ 2 ). Въ договорѣ Игоря, между про- чимъ, было поставлено условіе, что русскихъ плѣнниковъ, нопавшихъ въ неволю къ грекамъ, Русь выкупаетъ, платя но десяти золотыхъ за каждаго; если асе владѣлецъ русскаго нлѣнника иріобрѣлъ его куплей, ему платили по его пока- занію подъ присягой, за сколько онъ самъ купилъ его. Во- оружаясь противъ барышничества рабами, духовенство на- стойчиво проводило и на русскомъ невольничьемъ рынкѣ правило, что при продаягѣ холопа не слѣдуетъ брать больше J ) Русск. Ист. Библ., УГ, 835—846. 2 ) Прохир., ХХХ1У, И, Лав рент, лѣт., 35 и 49. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1