Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

357 Въ томъ же договорѣ съ Юріемъ рязанскій князь обязуется тѣхъ изъ этихъ пдѣнниковъ, которые были куплены рязан- цами и оставались въ неволѣ, освободить, взявъ съ нихъ окупъ ')■ Побѣдители спѣшили взять съ захваченныхъ плѣн- ныхъ окупъ и отпустить ихъ, продавая дома или на сторону только тѣхъ, кто не могъ выкупиться: спѣшить этимъ ихъ иобуледало то, что по договорамъ послѣ усобицъ плѣнные, остававшіеся не проданными у бояръ и другихъ служилыхъ людей, ихъ захватившихъ, просто отбирались для возвращенія на родину, тогда какъ проданные выкупались либо самимъ княземъ, либо тѣмъ, чья рать ихъ плѣнила. Такимъ образомъ, княжескія правительства считали выкупъ не столько пра- вомъ плѣнныхъ, сколько своею обязанностью, или, точнѣе, своею выгодой, побуждавшей ихъ заботиться о возвратѣ от- нятыхъ у нихъ боевыхъ слугъ или податныхъ плательпщ- ковъ. Та лее выгода побуждала ихъ выкупать въ ордѣ не только своихъ, но и чужихъ плѣнниковъ; селя ихъ въ своихъ пустѣвшихъ удѣлахъ, князья не обращали ихъ въ холопство, а зачисляли въ слуяшдое или тяглое населеніе, смотря по ихъ состоянію до плѣна. Четвертый порицаемый способъ барышничества челядью изложенъ въ наставленіи очень неясно и, вмѣстѣ съ тѣмъ, возбуждаетъ наиболѣе интереса. Сказавъ, что съ холопа, выкупающагося на волю, не слѣдуетъ брать больше того, что за него заплачено, намятникъ продолжаеть: „если лее потомъ, ставъ свободнымъ, онъ приживетъ дѣтей, то тѣ, кто будетъ взыскивать съ нихъ изгойство, явятся продавцами неповинной крови, и эта кровь взыщется съ нихъ передъ Бо- гомъ на страшномъ судѣ“. Кто могъ искать изгойства на дѣтяхъ вольноотпущеннаго, родившихся послѣ освоболеденія своего отца? Чтобы понять это темное мѣсто, надобно со- поставить нѣкоторыя едва замѣтныя явленія древнерусскаго права. Въ нравахъ русскаго холопства позднѣйшаго вре- Ч Собр. госуд. грам. и догов., I, 95 и 98.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1