Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

361 и духовное завѣщаніе: первая подготовляла къ реформѣ ра- бовладѣльческіе умы и совѣсти, второе изъ внушениыхъ духов- никомъ предсмертныхъ проявленій милосердія и состраданія къ порабощенному ближнему создавало нравственный обычай, становившійся потомъ юридическою нормой, обязателышмъ правиломъ. Энергія и постоянство дѣйствія въ этомъ напра- вленіи облегчались тѣмъ, что духовенство пришло на Русь изъ Византіи, когда тамъ законодательство о рабствѣ и юрис- пруденция давно уже склонились въ сторону свободы, ко- лебля и разрушая жестокую рабовладѣльческую логику рим- скаго права. Законовѣды старались истолковать въ пользу рабовъ всѣ сомнительные казусы въ ихъ отношеніяхъ къ го- сподами. Константинъ Багрянородный издали законъ, по ко- торому треть имущества, оставшагося безъ завѣщанія и пря- мыхъ наслѣдниковъ, посвящалась Богу; въ составь этой трети отчислялись всѣ оставшіеся послѣ умершаго рабы, которые при этомъ получали свободу. Мотивируя этой, законъ, им- ператоръ прямо признали наслѣдственность рабства устано- вленіемъ богопротивными и безсовѣстнымъ: „допустить, что и самая смерть господина не разбиваетъ тяготѣющихъ на рабѣ оковъ, значило бы оскорбить святость Божію, мудрость государя, самую совѣсть человѣка“ '). Духовенство на Руси не добилось всего, къ чему стремилось. Оно старалось уни- чтожить продажу людей въ рабство: древнерусскіе эпити- мейиики назначали значительный эпитиміи господами за про- дажу челяди, родителями за продажу дѣтей въ рабство. Даже не все добытое удавалось удержать. Мы видѣли, каки продажа свободнаго человѣка въ полное холопство превра- тилась въ личный долговой закладъ си правомъ выкупа. Ви Русскую Правду не позднѣе XII вѣка внесено было поста- новленіе, которое исключало изъ числа источниковъ холоп- ства каки отдачу дѣтей родителями въ работу, таки и службу !) Wallon: „Н i s t о і г е d е l’e s с 1 a v a g е dans Га n t i q u i t e“. Ill, 456.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1