Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

363 хозяйствами. Одна изъ статей Русской Правды допускаете боярскаго тіуна свидѣтелемъ въ судѣ при недостаткѣ свидѣ- телей изъ свободныхъ людей. Смоленскій договоръ съ нѣм- цами 1229 г. зналъ такихъ княжескихъ и боярскихъ холо- тювъ, которыхъ можно было причислить къ „добрымъ лю- дямъ“, пользовавшимся извѣстнымъ почетомъ въ обществѣ. Тотъ же договоръ назначаете пеню за ударъ, нанесенный холопу, — знакъ, что съ разложеніемъ древняго холопства ро- сло и юридическое значеніе личности холопа. Вмѣстѣ съ тѣмъ, и его имущественное положеніе является болѣе обезпечен- нымъ по закону. Первоначально холопъ не могъ имѣть ни- чего своего: все, что онъ пріобрѣталъ, принадлежало его го- сподину. Но русскіе рабовладѣльцы, подобно римскимъ, из- стари довѣряли часть своего имущества въ распоряженіе или пользованіе своимъ холопамъ: это — о т а р и ц а Русской Пра- вды, иекулій римскаго права, бонда полъскаго. Такое довѣренное имущество давало холопу возможность вести свое особое хозяйство и вступать въ обязательства съ посторон- ними лицами. Эти обязательства холоповъ признавались юри- дическими сдѣлками; только отвѣтчиками по нимъ были не сами холопы, а ихъ господа. Еще въ X в. арабскіе писатели замѣтили, что русскіе купцы имѣли обычай поручать своимъ рабамъ веденіе торговыхъ дѣлъ. Русская Правда подтвер- ждаете это извѣстіе одною своею статьей, которая говорите, что если холопъ съ согласія или но порученію своего госпо- дина будете торговать и задолжаете, этотъ долгъ обязанъ за- платить его госттодинъ. Въ греко-римскомъ правѣ связь раба съ его пекуліемъ укрѣплялась вмѣстѣ съ юридическимъ зна- ченіемъ перваго. Юристы имперіи вообще стояли за это укрѣпленіе, разсматривая пекулій какъ особое хозяйство раба, отличное отъ господскаго. Императорское законодательство подчинялось этому взгляду, и ихъ соединенными усиліями былъ подготовленъ декрете императора Льва Мудраго, въ которомъ онъ рѣшительно возстаетъ противъ взгляда рабо- владѣльцевъ на пекулій рабовъ какъ на свою собственность,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1