Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

367 Хлѣбопашество холопьими руками, повидимому, не было первичными способомъ эксплуатаціи частной земельной собственности на Руси: холопу-земледѣльцу предшествовали холопи-пастухи. Обширный степныя пространства, входившія ви предѣлы русской земли X — XII вв., содействовали разви- тию значительнаго скотоводства княжескаго и боярскаго, слѣды котораго замѣтны ви лѣтописи XII в. О рабахи, пасущихп господскія стада и травящихи „нивы сиротины“ пашни бѣдныхи крестьяни, си негодованіемп говорить одно изи древнѣйшихи русскихи поученій на св. Четыредесятницу. Самый термини огнище, которому древній славянскій переводчики слови Григорія Богослова придали производное значеніе челяди, собственно означали пастбище, точнѣе стоянку пастухови на пастбищѣ. Соединеніе ви одноми терминѣ столь разнородныхи понятій указываети на тѣсную бытовую связь, нѣкогда существовавшую между обозначаемыми ими предметами: орудіеми хозяйственной эксплуатаціи владѣль- ческихн пастбищи на Руси XI вѣка, для которой были если не сдѣланн, то списани и передѣланн переводи этихи слови, служили рабы-пастухи. Огневщин а — древнѣйшее русское названіе сельской челяди, которое вмѣстѣ си огнищан и- номи, терминоми, ему родственными этимологически, успѣло уже обветшать ко времени составленія Русской Правды. Когда ви составѣ этой челяди появились холопы пахотные, ими усвоено было названіе страдниковн или страдал ь- никови: страда, ви широкомн смыслѣ всякій черный труди, рано получила у наси тѣсное значеніе сельской полевой работы. Вездѣ, а ви Россіи особенно, переводи холопа изи дво- ровой службы на пашню были для него шагоми ки нѣко- торой самостоятельности. Свойство новыхн занятій и выгоды самого господина побуждали послѣдняго давать пахотному холопу больше простора для дѣйствій сравнительно си хо- лопоми дворовыми. Земледѣльческая работа не занимала холопа круглый годи изо дня ви день, какн дворовая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1