Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

368 служба; отсюда возникало у господина желаніе заставить холода въ свободное отъ господской страды время работать на себя и тѣмъ добывать самому себѣ содержаніе, не требуя его отъ хозяина. Обиліе пустопорожнихъ земель, одна изъ самыхъ характерныхъ особенностей древнерусскихъ вотчинъ, указывало удобное и выгодное для вотчинника средство занять досугъ, остававшійся у холопа отъ работы на барской пашнѣ или гумнѣ: это средство — отвести страднику земель- ный участокъ въ пользованіе и дать ему обзавестись своимъ хозяйствомъ. Такъ, переводомъ холопа изъ городского двора въ сельскую усадьбу подготовлялось новое его пере- селение изъ общей усадебной казармы, гдѣ помѣщалась обрабатывавшая господское поле челядь, въ отдѣльный дворъ съ особымъ земельнымъ участкомъ и земледѣльче- скимъ инвентаремъ. Но этотъ переломъ въ земледѣльческомъ хозяйствѣ совершился не скоро: для него нужны были про- должительный опытъ, выработанный хозяйственный отноше- нія и испытанные пріемы. Случилось такъ, что починъ во всемъ этомъ принадлежалъ церковному землевладѣнію, на- ходившемуся въ особенныхъ условіяхъ. Церковь едва ли не съ первыхъ поръ своего существованія на Руси стала пріобрѣтать земельный имущества; значить, церковное землевладѣніе у насъ возникло почти въ одно время со свѣтскимъ. Первоначально церковные землевладѣльцы чер- пали рабочія силы для веденія сельскаго хозяйства изъ одного источника со свѣтскимъ землевладѣніемъ. Главный запасъ этихъ силъ доставляло холопство. Въ первую пору частнаго землевладѣнія на Руси, когда русское рабовладѣль- ческое право еще не было тронуто церковно-византійскимъ вліяніемъ, это былъ даже, повидимому, единственный запасъ: въ составь сельской страдной челяди вступали и немного- численные рабочіе, переходнвшіе въ частныя вотчины изъ обществъ с м е р д о в ъ, государственныхъ крестьянъ, изъ которыхъ состояло все свободное сельское населеніе Руси въ началѣ XI вѣка; едва ли уже въ то время существовали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1