Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

369 вольные хлѣбопашцы, съемщики владѣльческой земли. Изъ того же запаса снабжалось рабочими и раннее церковное землевладѣніе; но здѣсь установились иныя юридическія отношенія между обѣими сторонами, непохожія на тѣ, ісакія господствовали въ свѣтскихъ вотчинахъ, а сообразно съ тѣмъ завелся и особый хозяйственный порядокъ. Положеніе, занятое церковью въ новопросвѣщенномъ русскомъ обіцествѣ, и перемѣны, внесенныя ею въ русское рабовладѣльческое право, поставили ее особенно близко къ несвободному на- сел енію Руси и ввели въ ея вѣдомство много дѣлъ о холоп- ствѣ. Она наблюдала за освобожденіемъ холоповъ по духов- нымъ завѣщаніямъ, какъ и за надѣломъ дѣтей рабы урочною частью изъ имущества прижившаго ихъ господина; подъ ея опеку и юрисдикцію поступали всѣ холопы, выкупавшіеся или иными способами выходившіе на волю; наконецъ, ей самой отказывали холоповъ по душѣ. Всѣ эти лица входили въ составъ общества „церковныхъ людей"; холопы первыхъ двухъ разрядовъ, вступая въ это общество вслѣдствіе осво- божденія, не возвращались въ холопство; послѣдніе пере- ставали быть холопами вслѣдствіе того, что становились церковными людьми. Духовный лица могли быть рабовла- дѣльцами, но у церкви не было холоповъ: холопъ былъ крѣнокъ лицу, а церковные люди зависѣли отъ церковныхъ учрежденій. Холопъ, вступая въ общество церковныхъ людей, становился и з г о е м ъ, зависимымъ отъ церкви вольноотпу- іценнымъ. Зависимость церковныхъ людей состояла въ томъ, что ихъ судила церковная власть по всѣмъ дѣламъ, замѣняя для нихъ власть государственную, которая лишь выговари- вала себѣ, и то не всегда, судъ по нѣкоторымъ важнѣйшимъ уголовными преетупленіямъ или даже только участіе въ церковномъ судѣ по такими преступленіямъ. Это была бла- готворительная, „богадѣльная" зависимость по порученію государства, которое подчиняло опекѣ и суду церкви всѣхъ безпріютныхъ людей, лишившихся или не находившихъ себѣ мѣста въ государственномъ порядкѣ, каковы были всѣ изгои. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1