Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

372 тогдашней судебной практикѣ отказъ потерпѣвшей стороны отъ иска не снималъ съ преступника отвѣтственности за преступленіе. Въ разсказанныхъ Поликарпомъ случаяхъ юридическое обязательство поглощено нравственнымъ обѣ- томъ, который, однако, ведетъ къ установленію очень проч- ныхъ отношеній не только хозяйственныхъ, но и юриди- ческихъ, ко вступленію раскаявшихся преступниковъ въ новое общественное положеніе, пожизненное и даже наслѣд- ственное, и къ пожизненному, если не наслѣдственному пользованію монастырскою землей съ уплатой владѣльду извѣстной доли дохода, т.-е. на условіи оброка. Такимъ образомъ, церковное землевладѣльческое хозяй- ство строилось на двухъ основаніяхъ, одинаково непривыч- ныхъ для свѣтскихъ землевладѣльцевъ: на условной зависи- мости рабочихъ отъ землевладѣльца по уговору, соединен- ной съ обязательною работой зависимаго лица на владѣльца, но не' переходившей въ холопство, и на замѣнѣ наемной платы и двороваго содержанія работника усадебными и по- левыми надѣломъ. Благодаря такому хозяйственному по- рядку, изъ бывшихъ холоповъ и другихъ рабочихъ, пере- ходившихъ въ вѣдомство церкви, образовался новый классъ въ составѣ сельскаго земледѣльческаго населенія — классъ вре- менно или безсрочно обязанныхъ оброчниковъ на частной владѣльческой землѣ съ земельными надѣлами. Возникно- веніе этого класса въ вотчинахъ церковныхъ землевладѣль- цевъ было вызвано не только хозяйственными выгодами по- слѣднихъ, но и юридическою необходимостью. Ни право, ни нравственное ученіе церкви не позволяли ея учрежденіямъ становиться къ своими чернорабочими слугамъ въ отношенія господи къ холоиамъ. Но, чтобы съ наибольшею выгодой эксплуатировать пріобрѣтаемыя ею земли и производительнѣе занять накоплявшійся въ ея вѣдомсткѣ рабочій люди, она помогала его хозяйственному обзаведенію и отдавала ему въ пользованіе свои земли, обязывая его за то платить ей либо работой на церковной пашнѣ, либо долей дохода съ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1