Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

378 иногда отбывали только барщину; гораздо обычнѣе было для тѣхъ и другихъ соединеніе барщинной работы съ денеж- нымъ или хлѣбнымъ оброкомъ; наконедъ, въ седахъ и деревняхъ, гдѣ не было господской пашни, страдные люди платили владѣльцу только дань или оброкъ. Объ „оброчни- кахъ купленныхъ", т.-е. холопахъ, посаженныхъ на оброкъ, упоминаетъ уже духовная кн. Ивана Калиты, писанная около 132S г. На оброкъ отдавались страднымъ холонамъ не только земельные участки, но и скотъ, и эта оброчная животина отличалась отъ благонріобрѣтенной и ссудной, которую холопы получали отъ господъ на хозяйственное обзаведеніе. Въ духовной Тушина, составленной въ 1563 году, встрѣчаемъ такое распоряженіе завѣщателя: „что у моихъ дѣловыхъ людей животины, того у нихъ не брать, а что у людей дѣловыхъ оброчной животины, продать". Въ-третьихъ, страдные люди по своимъ участкамъ какъ бы прикрѣплялись къ владѣлъческимъ селеніямъ, въ которыхъ жили, составляли ихъ постоянную хозяйственную принадлежность и не отры- вались отъ этихъ селеній при ихъ переходѣ къ новымъ владѣльцамъ, какъ отрывались дворовые люди. Довольно выразительный случай такого отношенія страдниковъ къ землѣ представляюсь сохранившіеся въ сборникѣ грамотъ Троицкаго Сергіева монастыря акты объ отчужденіи вотчины братьевъ Зворыкиныхъ села Булсанинина. Въ 1543 г. братья раздѣлили село между собою пополамъ; старшему досталась половина большого барскаго двора съ S дворами дѣловыхъ людей, младшему — другая половина съ 10 дѣловыми дворами. Въслѣдующемъ году старшійпродалъ свою половину Троицкому Сергіеву монастырю, а младшій боярину И. С. Воронцову. Троицкій монастырь обязалъ старшаго брата очистить про- данную имъ половину села къ Ильину дню и вывести своихъ людей съ большого барскаго двора; но дѣловые люди со своими дворами перешли къ новому владѣльцу. Въ XYII в., когда и крестьяне стали въ крѣпостныя отношенія къ земле-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1