Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

383 съ тѣхъ земель „не двигнуть". Значить, это были пахот- ные холопы-страдники, живнііе особыми дворами съ земель- ными надѣлами, которые не отнимались у нихъ при осво- божден^ и съ которыхъ наслѣдники освободителя не должны были ихъ удалять. Чебуковъ по духовной, составленной около половины ХУІ в., отказалъ все свое недвижимое имѣніе частью въ монастыри Троицкій Сергіевъ и Калязинъ, частью своей матери съ братомъ, „а людямъ дѣловымъ, — прибавляетъ завѣщатель, — послѣ моего живота земля на 4 части, а дѣла до нихъ нѣтъ никому, а животовъ и хлѣбца ихъ не вредить". Выше было замѣчено, что дѣловымъ лю- дямъ, жившимъ въ одномъ селеніи, земля отводилась общею полосой, которую они сами разверстывали между собою на подворные участки, вѣроятно, передѣляясь сообразно съ перемѣнами въ наличномъ составѣ рабочихъ силъ каждаго двора. Когда писалась духовная Чебукова, у него было 4 двора дѣловыхъ людей: отпуская ихъ на волю, онъ при- казали наслѣднпкамъ не трогать ихъ хлѣба и прочаго дви- жимаго имущества, а землю, которою они пользовались, раздѣлить на 4 постоянныхъ участка и отдать имъ во вла- дѣніе. Невѣроятно, чтобы эти участки отдавались дѣловымъ людямъ въ полную собственность: трудно допустить, чтобы завѣщатели создавали 6-бокъ со своими усадьбами поселенія вольныхъ хлѣбопашцевъ-собственниковъ, вырывая изъ сво- ихъ вотчинъ клочки земли и отчуждая ихъ въ вѣчное вла- дѣніе этимъ хлѣбопашцамъ. Въ актахъ встрѣчаемъ скудныя указанія на юридическій характеръ этихъ пожалованій. Въ 1560 годахъ кн. Аѳ. Ногаевъ-Ромодановскій отказалъ свои вотчины женѣ и сыну съ условіемъ, что по смерти сына, повидимому, не обѣщавшаго жить долго, завѣщанныя ему села и деревни должны перейти одни къ его матери, женѣ завѣщателя, другія въ Троицкій Сергіевъ монастырь. Изъ вотчины, назначенной по смерти сына Троицкому монастырю, двѣ деревни князь отказалъ двумъ своимъ хо- лопамъ, изъ коихъ одинъ получалъ свободу тотчасъ по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1