Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

424 что прежде существовали вѣча, народный собранія по зем- лями, но теперь, когда Москва подчинила себѣ такія ши- рока пространства русскихъ земель, немыслимо было уже сходиться на общій совѣтъ людямъ за 300 или 500 верстъ и отсюда неизбѣжно вытекало, „что если призывать на со- вѣтъ русскаго государства людей, то надобно въ областяхъ выбирать нѣсколышхъ и отправлять въ столицу въ качествѣ пословъ или представителей своей области 11 . Значить, зем- ское представительство, которое и по идеѣ, и по органи- заціи надобно причислить къ самыми сложными политиче- скими явленіямъ и до котораго народы, и то не всѣ, дора- батывались си большими трудомъ, путемъ усиленной внут- ренней борьбы, у насъ возникло само собою изъ неудобства, географическихъ разстояній, было дѣломъ почтоваго сообра- женія. Поясняя или поправляя свою догадку, авторъ въ концѣ статьи замѣчаети, что къ мысли созывать соборы пришли, кажется, „главными образомъ по причинѣ всеоб- щей малограмотности въ оное время 11 ; если бы въ XYII в. издавались у насъ журналы и газеты, не нужно было бы созывать земскихъ соборовъ, т.-е. послѣдніе были для пра- вительства средствомъ узнавать мнѣнія и настроеніе обще- ства ). Такія сужденія возможны только со стороны пи- сателя, который видитъ въ соборахъ вспомогательное пра- вительственное орудіе очень невысокой степени и случай- наго іУроисхожденія и въ своихъ читателяхъ преполагаетъ довѣріе и сочувствіе такому взгляду. Авторъ самъ вскры- ваете точку зрѣнія, на которой составился его взглядъ на древне-русскіе земскіе соборы: они также опредѣляетъ ихъ сравнительно съ западно-европейскими представительными собраніями и опредѣляетъ чисто-отрицательными чертами, не считая возможными видѣть въ соборахъ что-нибудь по- хожее на эти собранія. Мойограф. и и з с л Ѣ д о в й- Н. Костомаровы „Исторйч. н і я“. т. XIX, стр. 324 и 403.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1