Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

34 Мы прослѣдили шагъ за шагомъ постепенное распро- страненіе вотчинъ Соловецкаго монастыря въ Бѣломорскомъ краѣ въ продолженіе двухъ столѣтій, насколько позволяютъ это сдѣлать удѣлѣвшія Соловецкія грамоты и краткія из- вѣстія Соловецкаго лѣтописца. На скудную почву этихъ вотчинъ, для разработки средствъ, какія онѣ представляли, монастырь привлекалъ поселенцевъ. Какъ опредѣлены были положеніе и отношенія этихъ поселенцевъ къ своему вот- чиннику? Двѣ уставный грамоты игумена Филиппа (1548 и 1565 гг.) указываютъ нѣкоторыя черты того устройства, какое вносилъ монастырь въ свои вотчины; изъ нихъ же узнаемъ и составь яшвшаго въ этихъ вотчинахъ населенія. Въ монастырской волости жили монастырскіе старцы, при- кащикъ и келарь, которые при помощи доводчика и десят- скаго управляли хозяйствомъ волости и судили жившихъ въ ней крестьянъ. Прикащику крестьяне платили съ лука по 4 московск. деньги, келарю по 1, а доводчику по 2: „то имъ поминка съ году на годъ и съ Великимъ днемъ“, до- бавляете грамота. Бобыли, „кои живутъ о себѣ дворцами", платили прикащику по 2 деньги, келарю по гЫ деньги, до- водчику по 2 деньги; тоже и казаки, жившіе въ волостяхъ монастыря. Придете въ волость казакъ незнаемый или пре- жде жившій въ ней, и захочетъ въ волости жить и промыш- лять, — тотъ человѣкъ, у котораго онъ станете жить, дол- женъ явить его прикащику и доводчику и заплатить за явку 3 деньги первому и 1 второму; а пойдете казакъ вонъ изъ волости, — тотъ, у кого онъ жилъ, долженъ отъявить его прикащику и доводчику, ничего не платя за это кромѣ раз- вѣ пошлины, которая осталась неуплаченной за прожитое казакомъ время. Сбѣжитъ казакъ безвѣстно, — прикащику допросить того, у кого онъ жилъ, по крестному цѣлованью ничего не брать за это, если казакъ сбѣжалъ дѣйстви- тельно безвѣстно. Придете казакъ въ волость на недѣлю или болѣе, да пойдете прочь, явки за него не брать,— Изъ этихъ опредѣленій видно, какой элементе населенія въ вот-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1