Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

вспаханной, по выражѳнію лѣтописца, св. Владиміромъ н за- сѣянной Ярославомъ, русская мысль потомъ дергала и моло- тила каждый колосъ отдѣльно, и потому, можетъ быть, ра- бота ея была такъ медленна и малоплодна, хотя произво- дилась иногда съ большими діалектическими усиліями. Эта сила діалектическаго напряженія мысли рядомъ съ недо- статкомъ внутренняго содержанія въ наивныхъ вопросахъ, къ которыми она обращалась, одинаково характеризуетъ и древ- нѣйшія произведенія русскаго мышленія, напримѣръ, вопросы Кирика съ отвѣтами на нихъ, и позднѣйшую умственную дея- тельность раскола, которая и по содержание п по пріемамъ составляетъ прямое продолженіе древнерусскаго мышленія. Можно утверждать, что обѣ эти черты имѣютъ въ сущности мало общаго съ византійскимъ богословствованіемъ. Послѣднее отличалось наклонностью къ отвлеченію, тонкостію въ діа- лектическомъ развитіи понятій и умѣньемъ складывать ихъ въ стройную систему. Ничего этого не замѣтно въ древнерус- скомъ богословствованіи; въ немъ можно найти даже свойства прямо противоположным. Однакожъ византийское вліяніе не оставалось здѣсь безучастными. Происхожденія указанныхъ черти древнерусской мысли слѣдуетъ, кажется, искать въ от- ношеніи византійскаго умственнаго запаса, принятаго Россіей, къ умственному, уровню, на которомъ она стояла до конца XVII в. Когда непосредственное, эпическое настроеніе мысли встрѣчается съ тонкими релпгіозно-нравственными опредѣле- ніями, выработанными черезчуръ отвлеченной мыслью подъ вліяніемъ сложной церковной жизни, можетъ быть, естествен- ными результатомъ такой встрѣчи и является наивная цер- ковно-нравственная казуистика. Явленія русской жизни XV в., избранный предметомъ на- стоящаго разсказа, любопытны тѣмъ, что въ нихъ довольно ясно выступаютъ не только указанный особенности русской умственной дѣятельности, но и нѣкоторыя условія, ихъ со- здавніія. Эти явленія довольно извѣстны въ нашей церковной исторіи; но ихъ не любятъ разсматривать со стороны напра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1