Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

505 стію въ прѳдпринятыхъ правительством! работахъ по зако- нодательству и устройству мѣстнаго управленія. Въ самомъ устройствѣ земскаго собора XYI в. была, кромѣ указанной, еще одна черта сходства съ Освященнымъ: въ составъ того н другого входили лица по п о л о ж е н і ю въ мѣстномъ управленіи, церковномъ или государственном!, каковыми были обычные непремѣнные члены церковнаго собора, епар- хіалыіые архіереи, къ которыми иногда присоединялись архимандриты и игумены со старцами монастырских! со- боровъ, т.-е. управители монастырей. Изъ церковнаго языка заимствован! эпитетъ вселенскій, который иногда при- лагался къ земскому собору. Наконец!, самое названіе собора, усвоенное нашему собранію государственных! и зем- ских! чиновъ, имѣло въ древней Руси значеніе епеціальнаго термина церковнаго управленія и усвоилось повременно дѣйствовавшимъ коллегиальным! учрежденіямъ церковнаго происхожденія или съ участіемъ духовенства J). Все это указывает! на нѣкоторую генетическую связь земскаго собора съ Освященнымъ, нити которой живо чувствовались въ древней Руси, но уже трудно уловимы для насъ. Во всяком! случаѣ Освященный Соборъ, какъ авторитетный образецъ, могъ содѣйствовать осуществленію, практической разработкѣ мысли рѣшать важнѣйшіе государственные во- просы съ помощью подобнаго ему по составу земскаго со- бранія, какъ скоро родилась такая мысль; но она родилась изъ государственных! потребностей, воз никших ! въ XVI в. и только тогда заставивших! обратить вниманіе на Освя- щенный Соборъ, какъ на образецъ, могущій помочь при изысканіи средств! ихъ удовлетворенія. Московское прави- тельство въ ту эпоху вообще стремилось установить соот- ') Таісъ соборами назывались соединениыя засѣданія Освя- щеннаго Собора и Боярской Думы, въ концѣ XVI в. обыкновенно бывавшія по пятнпцамъ. Можетъ быть, потому лее у насъ въ XVII в. называли англійскій парламента, собственно палату общшгь, зем- ски м ъ собраніемъ, а не соборомъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1