Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

510 доходовъ или, что то же, отдавались въ такое пользованіе казенные доходы съ тѣми правительственными функціями, посредствомъ которыхъ они получались. Такимъ непосред- ственнымъ соединеніемъ правительственнаго дѣла съ возна- гражденіемъ за него надѣялись, вѣроятно, всего легче согласить и уравновѣсить интересы управителей и упра- вляемыхъ. Но по самой конструкціи такого управленія сторона кормленщиковъ должна была получить перевѣсъ: такая связь правительственнаго дѣла съ кормомъ вела къ тому, что не кормъ служилъ средствомъ и иооіцреніемъ къ лучшему исполненаю правительственнаго дѣла, а это дѣло становилось только средствомъ или поводомъ къ полученію корма. Кормленія давались служилымъ людямъ, но сами не считались службой. Служба, именно военная, была обязан- ностью, а кормлепіе правомъ, пріобрѣтавшимся службой, за которую жаловали кормленіемъ. Потому служилый человѣкъ могъ отказаться отъ назначеннаго ему кормленія, могъ съѣхать съ него, когда хотѣлъ, не испрашивая отставки. Какъ право, не уравновѣшениое обязанностями и отвѣт- ственностью, кормленіе поощряло управителя къ произволу. Издавна приняты были мѣры съ цѣлыо предупредить этотъ нроизволъ и урегулировать аппетитъ кормленщиковъ. Кор- мленщику при назначеніи на должность давали доходны й или наказный с п и с о к ъ съ точною таксой дозволенныхъ ему поборовъ; подробно указанъ былъ порядокъ сбора кор- мовъ; при съѣздѣ управителя съ кормленія производился скрупулезный бухгалтерски! учетъ корма, слѣдующаго ему „по исправѣ“, т.-е. по времени управленія и по количеству дѣйствительно исполненной имъ правительственной работы '). Трудно сказать, съ какого времени установился для под- держанія этихъ мѣръ и способъ контроля кормленій, состо- явши! въ правѣ управляемыхъ ясаловаться высшему прави- тельству на незаконный дѣйствія управителей. Это право *) Акты 10 р., № 161 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1