Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

43 ненія трехъ задачи: научить нодданныхъ своихъ правильно полагать на себѣ знаменіе честнаго креста, чего ыногіе изъ нихъ не дѣлаютъ, нотомъ не оставлять соборныхъ церквей въ царствѣ безъ епископовъ, не допускать ихъ вдовствовать, и наконецъ искоренить изъ православнаго царства противоесте- ственный грѣхъ, горькій плевелъ, распространившійся между мірянами и даже не одними мірянами. И оправдывая эти со- вѣты, авторъ посланія снова молитъ князя внимать Господа ради тому, что всѣ христіанскія царства соединились въ одномъ его царствѣ. Въ появленіи мысли объ оглядкѣ на себя, о пересмотрѣ своихъ внутреннихъ недостатковъ, заключается все, что мож- но назвать духовньшъ пріобрѣтеніемъ русскаго общества, вы- несенішмъ изъ событій XV в. Но это пріобрѣтеніе не было собственно церковными ни по своему первоначальному источ- нику, ни по своему практическому приложенію. Изъ описан- ныхъ внѣшнихъ обстоятельствъ оно заимствовало языкъ и образы, чтобы облечься въ привычную форму факта церков- ной жизни; но самые питательные элементы своего содер- жанія оно извлекло изъ политическихъ успѣховъ московской Руси XIV — XV в. и преимущественно времени Ивана III. Го- сударственный ростъ, доставивши! русской іерархіи церковную автономно, пробудили и въ обществѣ чувство церковной воз- мужалости. Въ этомъ собственно нѣтъ ничего необычайнаго, ибо различныя сферы народной жизни въ то время далеко не различались строго. Гораздо неожиданнѣе на первый взглядъ практическое дѣйствіе этой перемѣны на духовенство. Въ носланіи представителя его Филоѳея содержится програм- ма, цѣлая система отношеній. Задачи, указываемый ими, по существу своему, всѣ принадлежать вѣдомству церкви и ни одной изъ нихъ авторъ не довѣряетъ духовенству, требуя и ожидая ихъ разрѣшенія только отъ государственной власти. Филоѳей— мыслящій монахъ: въ своихъ посланіяхъ, очень хо- рошихъ по содержанію для XVI вѣка, онъ смотритъ гораздо выше и видитъ дальше сотенъ современныхъ ему русскихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1