Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

56 теляхъ стригольнтсахъ, и митрополиты отвѣчаютъ на его во- просы, вмѣшиваются въ подробности церковной жизни Пскова. Митроп. Фотій просить псковичей прислать къ нему въ Москву благонадежиаго священника, желая научить его церковными правилами, церковному пѣнію и божественными службами, какъ будто у Пскова не существовало своего епархіальнаго архі- ерея. Митроп. Исидоръ хотѣлъ, невидимому, совсѣмъ отдѣлить Псковъ отъ новгородской епархіи, отнявъ въ 1438 г. у вла- дыки суди и печать, воды, земли и оброки, всю пошлину вла- дычню въ Псковѣ, которую поручили своему митрополичьему намѣстнику. Отсюда же, а не изъ какого-либо лучшаго источника, вы- текали и особенности въ отношеніяхъ псковской церкви къ гражданскому обществу. Вниманіе, утомленное сухостью и безплодіемъ церковной жизни въ Московскомъ государствѣ послѣдующаго времени, соблазняется живыми участіемъ, какое принимало мірское общество вольныхъ городовъ, Новгорода и Пскова, въ своихъ церковныхъ дѣлахъ, и наоборотъ — уча- стіемъ новгородскаго и нсковскаго духовенства въ мірскихъ дѣлахь своихъ городовъ. Псковскіе посадники являются цер- ковными старостами въ соборѣ Св. Троицы. Владыка помо- гаетъ псковичами въ укрѣпленіи ихъ города, даетъ свое се- ребро на постройку городскихъ стѣнъ. Намѣстникъ владыки ѣдетъ вмѣстѣ съ псковскими посадникомъ къ литовскому кня- зю для мирныхъ переговоровъ. Городское вѣче поднимаетъ и обсуждаетъ чисто-церковные вопросы, псковское духовен- ство непосредственно участвуетъ въ совѣщаніяхъ вѣча, пред- лагаетъ ему на обсѵжденіе свои церковныя дѣла. Люди, за- нятые другими, позднѣйшими церковными идеалами, о кото- рыхъ и не грезилось псковичами XV вѣка, готовы видѣть въ этихъ и подобныхъ нарядныхъ чертахъ признаки выс- шаго и болѣе глубокаго церковнаго развитія обѣихъ воль- ныхъ общинъ сравнительно съ остальною Русою. Но нѣкото- рые ручьи кажутся чисты только потому, что они очень мелки, а не потому, что текѵтъ очень прозрачной струею. Непривыч-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1