Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

62 III. Споръ еъ владыкой. Въ иоловинѣ XV в. у Пскова завязался съ владыкой споръ, въ которомъ довольно ясно обозначились повороты указаннаго пути и обнаружились элементы смуты и неправильности въ церковной жизни города. Споръ этотъ касался больше цер- ковно-практическихъ отношеній псковскаго общества, чѣмъ его церісовныхъ понятій; но развитіе тѣхъ и другихъ шло параллельными путями и уклоненія въ движеніи первыхъ до- вольно точно соотвѣтствовали извилинамъ въ ходѣ послѣднихъ. Частная жизнь псковичей не была свободна отъ тѣхъ цер- ковныхъ безпорядковъ, которые такъ распространены были въ другихъ частяхъ древней Руси. Особенно трудно было церкви провести свое вліяніе въ семейную жизнь и дать здѣсь правильное и глубокое дѣйствіе своимъ постановленіямъ о бра- кѣ. Съ этой стороны семейныя отпошенія въ Псковѣ отлича- лись такими асе крайностями, то-есть такимъ асе произволомъ и нѳпониманіемъ церковнаго ученія, какъ и въ остальной Руси: здѣсь рядомъ дѣйствовали и легкомысленная распущен- ность и трусливое преувеличеніе воздерлсанія. Многіе произ- вольно разводились съ женами:. иной, отославъ отъ себя пер- вую и вторую жену, бралъ третью, потомъ четвертую, и свя- щенники вѣнчали его. Митрополитъ Фотій, упрекая псковичей за эти безпорядки, говорилъ, что между ними много далее пятероженцевъ и многолсенцевъ. Люди, вступившіе во второй или третій бракъ при лсизни первыхъ лсенъ, оставались ста- ростами при псковскихъ церквахъ. Были монахи, которые своевольно слагали съ себя иноческія обязанности и одежду, и уходили въ міръ, даже женились. Съ другой стороны мно- гія жены постригались въ иночество тайно отъ мужей, безъ взаимнаго уговора. Этому не мѣшали ни признаваемая цер- ковью и обществомъ широкая власть мужа надъ лееной, ни проповѣдуемый древнерусскимъ духовенствомъ взглядъ на тре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1