Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

63 тій бракъ какъ на законопреступленіе. Псковское духовенство не только допускало такое нарушеніе церковныхъ опредѣленій въ свѣтскомъ обществѣ, но еще поощряло его собственнымъ примѣромъ. Біографъ преп. Ефросина нсковскаго напрасно забываетъ предѣлы своего негодованія въ разсказѣ объ од- номъ псковскомъ священникѣ XV в., который, овдовѣвъ и сложивъ съ себя священство, „распопившись,“ женился во второй и потомъ въ третій разъ и однакожъ нисколько не осла- билъ этимъ вліянія и уваженія, какимъ онъ пользовался преж- де среди духовнаго и мірского общества въ городѣ. Частная жизнь бѣлаго псковскаго духовенства представляла явленія, который гораздо рѣзче противорѣчнли церковными понятіямъ древней Руси. Мы видѣлн въ посланіи митрополита Кипріана къ псковичами указаніе на нѣкоторыхъ молодыхъ священни- ковъ въ Псковѣ, которые, овдовѣвъ и женившись въ другой разъ, продолжали священствовать. ІІосланіе Фотія показыва- етъ. что это явленіе повторялось и послѣ Кипріана. Онъ лее говорить о вдовомъ псковскомъ діяконѣ, женившемся наженѣ разстриги-схимника, о вдовцѣ-попѣ, взявшемъ за себя вдову- попадью ’). Кромѣ этихъ явныхъ нарушеній чина церковнаго въ псковскомъ духовенствѣ не было недостатка въ тѣхъ тай- ныхъ безчиніяхъ, который были распространены между вдо- выми священнослужителями и въ остальной Руси и вызвали соборное постановленіе 1503 года о вдовыхъ свящевникахъ и діаконахъ. Потому ли, что въ Псковѣ эти безпорядки до- стигли большей степени развитая сравнительно съ остальною Русью или потому, что большая общественная свобода, при одинаковомъ равнодушіи къ собственнымъ нравственными не- достатками, дѣлала псковской міръ болѣе притязательными къ своему духовенству, только псковичи задолго до этого собор- наго постановленія не разъ обнаруживали особенную горяч- ность въ вонросѣ о предосудительномъ поведеніи вдовствую- щаго духовенства. Выше было замѣчено, что даже митропо- і) См. указанное въ предыдущей главѣ посланіе Фотія въ Псковъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1