Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

66 удержать между собою не можно въ какихъ ни есть церков- ныхъ дѣлахъ; да въ иныя дѣла наши и вы вступаетесь мі- ромъ, вопреки правилами св. апостоловъ и св. отдовъ: такъ мы и на васъ хотимъ такую же духовную крѣиость поло- жить. — То вѣдаете вы, все Божіе священство, отвѣчало вѣче, а мы вамъ поборники на всякое доброе дѣло. Духовенство всѣхъ соборовъ написало грамоту изъ Номо- канона о своихъ священническихъ крѣпостяхъ и церковныхъ дѣлахъ и положило ее на храненіе въ вѣчевой ларь. Для надзора за исиолненіемъ изложенныхъ въ ней постановленій здѣсь же на вѣчѣ „передъ всѣмъ Псковомъ“ духовенство из- брало въ правители двоихъ приходскихъ священниковъ го- рода. Впрочемъ участіе вѣча въ дѣлѣ было гораздо сильнѣе пас- сивнаго согласія, которымъ оно отвѣчало на предложеніе ду- ховенства. Изъ приводимаго разсказа псковской лѣтописи не- льзя усмотрѣть, что собственно написано было въ крѣпостнои грамотѣ, составленной на вѣчѣ. Очевидно только, что вопросъ о вдовыхъ священникахъ и діаконахъ нашелъ въ ней мѣсто и былъ рѣшеяъ отрицательно, какъ прежде рѣшали его ми- трополиты Петръ и Фотій. Другая мѣстная лѣтопись отмѣтила 1468 годъ краткими извѣстіемъ о событіи, совершившемся по- видимому немного раньше описаннаго совѣщанія духовенства съ городомъ: „того же лѣта псковичи отставили отъ службы вдовствующихъ поповъ и діаконовъ по всей псковской волости, не сославшись и не спросившись ни съ митрополитомъ, ни съ архіепископомъ; и архіеписконъ Іона хотѣлъ за это поло- жить на псковичей неблагословеніе, но митрополитъ Ѳеодосій возбранилъ ему это.“ Здѣсь совершенно неожиданно имя ми- трополита Ѳеодосія, который за 4 года передъ тѣмъ покинули каѳедру и вмѣсто котораго тогда занимали ее митрополитъ Филиппъ. Едвали однако имя Ѳеодосія явилось въ извѣстіи псковскаго лѣтописца по ошибкѣ. Управляя митрополіей, Ѳео- досій настойчиво вооружился противъ распущенности москов-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1