Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

67 скаго духовенства, особенно вдовствующаго, и пытался воз- становить во всей строгости забытое правило Петра и Фотія о вдовцахъ. Безплодная борьба заставила его отказаться отъ пастырской дѣятельности 1 ). Но вѣроятно и въ монастырской келліи, куда онъ удалился, онъ сохранилъ долю прежняго нравственнаго вліянія, которыми и сдержали гнѣви новго- родскаго архіерея на псковичей, когда послѣдніе обратили мѣру Ѳеодосія иротиви своего вдовствующаго духовенства. Высказанный сейчаси догадки подтверждаются еще тѣми, что ви дальнѣйшемъ развитіи происшѳдшаго столкновенія владыки си Псковомъ вопроси о вдовыхи священнослуяштеляхи вы- ступаети на первый плани, и тогдашній митрополити Филиппи становится на сторону Іоны, а не Пскова. Нельзя не замѣ- тить, что выписанное выше извѣстіе лѣтониси представляети отлученіе вдовдовъ оти службы дѣломи всего Пскова, т.-е. вѣча, не одного духовенства. Отсюда можно заключить, что это новое вмѣшательство псковскаго міра ви церковныя дѣла именно и вызвало торжественное появленіе псковскаго духо- венства на вѣчѣ и между прочими его жалобу, что Пскови вступается міроми ви дѵховныя дѣла не по правилами. Чтобы обезпечить крѣпостной грамотѣ поддержку со стороны всего города, духовенство занесло ви нее и постановленіе о вдов- цахи: допускало ли оно здѣсь невольную уступку своей паст- вѣ, или само согласно было си ея желаніемн удалить вдовцовп оти священнослуженія, рѣшить трудно. Возстановляя ви та- комп видѣ связь отрывочныхн извѣстій, легко видѣть, что крѣпостная грамота имѣла двоякую цѣль: одной стороной, каки новая попытка установить церковное самоуправленіе Пскова, она была направлена противъ новгородскаго архіерея, а съ другой стороны ограждала свободу дѣйствій мѣстнаго духо- венства оти произвольныхп посягательстви на нее городскихн властей. В Оставивъ митрополію въ 1464 году, Ѳеодосій лсилъ въ Чудовомъ, потомъ въ Троицкомъ Сергіевомъ монастырѣ и умеръ здѣсь въ 1475 году. 5 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1