Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

71 владыки привыкли переносить свою пастырскую власть на посредниковъ, напримѣръ на своего псковскаго намѣстника, о которомъ говорить договоръ. Однакожъ сопротивленія владыч- нему зову не было: Псковъ радъ былъ рѣшить дѣло о вдовцахъ, и послѣдніе поѣхали въ Новгородъ охотно. Здѣсь владыка на- чалъ брать съ нихъ мзду, съ кого по рублю, съ кого по руб- лю съ полтиной, и безъ всякаго испытанія разрѣпгалъ имъ пѣть по прежнему, давая имъ на то благословенный грамоты за своею печатью, не по правилами, какъ самъ обѣщался все- му Пскову по Номоканону править о всякомъ церковномъ дѣлѣ и о священникахъ вдовствующихъ, — прибавляетъ въ заключе- ніе псковской лѣтописецъ, сильно недовольный такими исхо- домъ шумнаго и хлопотливаго дѣла. IV. Споръ еъ латинами. Что особенно ясно сказалось въ описанномъ спорѣ псков- скаго духовенства съ владыкой, — это взаимное недовѣріе обѣ- ихъ сторонъ и ихъ равнодушіе къ праву, къ точному на немъ основанному онредѣленію взаимныхъ отношеній. Потоми нель- зя не замѣтить, что псковское предпріятіе пало такъ легко отъ недостатка внутреннихъ средствъ у мѣстнаго духовенства, независимой церковной опоры, способной поддержать начатую попытку мѣстнаго церковнаго самоуправленія. Само духовен- ство въ приводимой у лѣтописца вѣчевой рѣчи какъ будто невольно призналось въ этомъ недостаткѣ. Затѣянное имъ дѣло направлено было одной стороной противъ неправильнаго вмѣ- шателъства псковскаго міра, вѣча въ дѣла духовенства, и одна- кожъ единственными оплотомъ задуманной „духовной крѣпо- сти,“ единственными поборникомъ ея призванъ тотъ же міръ: „а намъ о себѣ тоя крѣпости удержати немочно попромежи еебе“, говорили священники на вѣчѣ. Слѣдовательно судьоа дѣла предоставлена была случайностями вѣчевого настроеніяи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1