Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

78 ными церковными средствами восполнить недостатокъ энергіи владычней пастырской руки, не всегда достававшей до Пскова или равнодушно опускавшейся по полученіи съ него пошлинъ и подъѣзда. Эти церковный формы, сложившіяся въ Псковѣ подъ влія- ніемъ скрытаго илиявнаго противодѣйстія епархіальному архі- ерею, надобно сопоставить съ тѣми внутренними духовными средствами, которыя церковное общество Пскова имѣло или развило среди этой борьбы. Съ этой стороны неожиданны черты, встрѣчающіяся въ посланіяхъ митрополитовъ Кипріана и Фотія къ псковичамъ. Въ концѣ XIV' в. у псковскаго ду- ховенства не было хорошаго списка церковнаго правила, не было и другихъ необходимыхъ церковныхъ книгъ. Кипріанъ велѣлъ списать и послалъ въ Псковъ уставъ службы Іоанна Златоуста и Василія Великаго, также и самую слуясбу и чинъ освященія въ первый день августа, синодикъ цароградскій пра- вый, чинъ поминовенія православныхъ царей и великихъ князей, чйнъ крещенія и вѣнчанія; о другихъ книгахъ, въ которыхъ нуждалось псковское духовенство, митрополитъ замѣчаетъ, что онѣ переписываются и будутъ нересланы въ Псковъ. Тутъ же Кипріанъ учитъ псковскихъ священниковъ, какъ надобно при- чащать народъ. Митрополитъ Фотій называетъ псковскихъ священниковъ искусными въ божественномъ писаніи; но изъ другого его носланія въ Псковъ видно, что здѣшнее духовен- ство было незнакомо съ самыми простыми, элементарными церковными правилами и священники обращались къ митро- политу съ просьбою вразумить ихъ и наставить. Тотъ асе митрополитъ въ позднѣйшихъ посланіяхъ своихъ упрекаетъ псковскихъ священниковъ во мноясествѣ церковныхъ безпо- рядковъ, указываешь между ниминѣкоторыхъ, которые живутъ не въ славу Боясію и не въ честь своему знанію, а на люд- ской соблазнъ, къ церквамъ Божіимъ не радѣютъ и людей, приходящихъ въ храмы Божіи, только соблазняютъ своимъ небреженіемъ, не умѣютъ правильно совершать таинства; мит- рополитъ просить прислать къ нему толковаго священника,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1