Опыты и исследования. Первый сборник статей В. Ключевского

79 чтобы научить его церковными правилами, церковному пѣнію и служенію, обѣщаетъ прислать въ Псковъ недостающихи тамъ церковныхп книгъ. Одинъ священники пріобщилъ чело- вѣка, не бывшаго его духовными сыномп и уже исповѣдан- наго и пріобщеннаго его духовникомп. Мелкія соблазнителъныя распри возникали между бѣлыми и черными духовенствоми. Приходскіе священники жаловались Фотію на игѵменови, ко- торые имѣюти ви міру между замуясними женщинами дочерей духовныхн, или, постригши передн смертію мріянина, не поз- воляюти уже бѣлому священнику вмѣстѣ си собою ни прово- жать, ни отпѣвать, ни поминать того человѣка по смерти. Всѣ эти явленія помогали развптію церковныхп и нравственныхн безпорядкови ви средѣ міряни. Выше было указано, каки нѣ- которые члены псковскаго духовенства собственными примѣ- роми увлекали паству ки нарушенію церковныхп правили о бракѣ. Митрополиты упрекаютп псковскихп игуменови, свя- щенникови и простыхи монахови ви неприличноми занятіи торговлей и ростовщичествоми, а міряни ви сквернословіи. суевѣріяхп, ви языческихи обычаяхп: басни слушаюти, ли- хихи баби принимаютн, зеліями и ворожоами занимаются, великими постоми устрояюти бои и позорища безчинныя. Ви 1411 г. ви Псковѣ торжественно сожгли 12 вѣщихи женоки за колдовство. Фотій въ одномъ посланіи упомияаѳтъ о какомъ- то мірянинѣ въ Псковѣ* самовольно присвоившѳмъ себѣ санъ священника и совершавшеми таинство крещенія г ). Эти явле- нія происходили ви то самое время, когда церковное обще- ство Пскова смущаемо было проповѣдью стригольникови. Мож- но утверждать, что одними изи источникови стригольничьей секты была вражда низшаго псковскаго духовенства ки выс- шей іерархіи за ея церковные поборы; но несомнѣнно, что главную пищу это раскольническое броженіе находило себѣ ви описанныхн церковныхп и нравственныхн безпорядкахн самого низшаго духовенства, а первыми и главными слѣдстві- *) См. посланіе Фотія въ сб. Рум. Муз. № 204, л. 420 426.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1